История лесного хозяйства России
Бунтины - Династия

Белое озеро – небольшой лесной поселок на северо-западе Архангельской области, административно входит в муниципальное образование «Северодвинск». От города до поселка – рукой подать: чуть больше тридцати километров. Но дорога туда – это приключение, которое стоит пережить ради того, чтобы увидеть разноцветные озера и шикарные сосновые боры Белозерского участкового лесничества и познакомиться с хранителями этих мест – Михаилом и Дмитрий Бунтиными.

В десятке самых красивых на планете

Единственная транспортная магистраль, которая связывает город с Белым озером – старая узкоколейная дорога. Три раза в неделю с северодвинской улицы Водогон в поселок направляется дежурка с двумя-тремя вагонами.

Садишься в такой вагончик, и ощущение, что оказался в прошлом, а может быть, в позапрошлом веке. Здесь есть даже печка-буржуйка, труба которой выходит на крышу вагона.

Старинная дежурка степенно набирает ход. Дорога занимает чуть более часа. Мой проводник – главный специалист-эксперт Белозерского участкового лесничества Дмитрий Бунтин тем временем рассказывает: года три назад Белозерская (ранее Кудемская) узкоколейная дорога на сайте Forbes вошла в десятку самых красивых железнодорожных маршрутов планеты – фактически наравне с Ретийской железной дорогой в Альпах…

Белозерская узкоколейка и вправду сказочная. Порой кажется, что поезд движется по лесной тропе – так близко подступают к рельсам деревья, задевая ветвями окна вагонов.

Народ тут едет самый разный: дачники, туристы, рыбаки, грибники-ягодники, наемные рабочие... Официально в поселке зарегистрировано чуть более трехсот жителей, но летом набирается свыше тысячи человек. Заманивают сюда людей сосновые боры беломошники с белыми грибами и, конечно, озера.

Озер в Белозерском лесничестве – несколько десятков. Белые, зеркально-голубые, черные. Есть озера, рыбой богатые, а есть такие, что сутки просидишь, но без улова вернешься. Знать тут надо, где рыболовные места, где грибные.

Настоящий лесной знатель – это отец Дмитрия, мастер леса Белозерского участкового лесничества Михаил Бунтин. Статный, широкоплечий и очень хозяйственный: полный порядок у него не только дома, и на территории лесничества, а это порядка 220 тысяч гектаров зеленых богатств.

Спасает хозяйственная жилка

Михаил Савельевич Бунтин родом из Нижегородской области, но на Севере вместе с супругой Ниной Александровной прожил уже больше тридцати лет. Молодые уехали в Белое озеро сразу же после свадьбы – хотелось самостоятельной жизни, подальше от родительской опеки. Здесь, в поселке, у четы Бунтиных родились двое сыновей. Дмитрий продолжает лесную династию. У Михаила и Нины уже подрастают внуки.

Старший внук Савелий пока еще не определился, кем станет, когда вырастит, но с гордостью рассказывает своим сверстникам, что дед его и отец в лесничестве работают.

Хотя не сразу Михаил Бунтин стал лесником. Больше десяти лет он отработал в местном леспромхозе. Но в 1993 году кардинально поменял жизнь: из лесорубов ушёл в работники лесхоза (ныне – лесничества).

- Решил тогда: сколько срубил деревьев, столько и посажу, - говорит Михаил Савельевич. – За двадцать лет этот план я выполнил с лихвой. В лесхозе прошел путь от лесника до лесничего, получил образование в Рыбинском лесхозе-техникуме.  А в 2008-ом, после реформирования лесхозов в лесничества, стал я мастером леса.

Первые годы работы в сфере лесного хозяйства были непростыми, но спасала хозяйственная жилка.

- В 93-ом начинали мы, считай, с нуля: стоял тут сарай полуразрушенный да бочка. А теперь посмотри: своими руками построили двухэтажную контору лесничества. Вдвоем с сыном сделали и мост через ручей. Теперь в контору лесничества любой житель может без проблем попасть, - продолжает Бунтин-старший. - Со временем у нас появились уазик, трактор, буксировщик, теперь вот снова стали выдавать форменную одежду лесной охраны, рации недавно закупили. Но зарплата по-прежнему остается невысокой: у мастера леса она – 10-11 тысяч рублей.

Между тем, опытные мастера леса – на вес золота. Белозерское участковое лесничество входит в состав Северодвинского лесничества, территория которого почти миллион гектаров леса.

Так вот, на этот миллион – всего лишь 11 мастеров леса… Неслучайно губернатор Архангельской области Игорь Орлов поддержал предложение министра природных ресурсов и ЛПК региона Сергея Шевелёва повысить с 2014 года за счет областного бюджета зарплаты мастерам леса и другим работникам лесничеств, которые не являются госслужащими.

Четыре тысячи сосен на гектар

Рабочий день Бунтиных начинается буквально с восходом солнца. По старой леспромхозовской дороге мы едем на участок лесных культур, посаженных около шести лет назад.

- Сегодня на лесничество возложены в основном функции контроля, а раньше лесхоз и посадками занимался, - поясняет мастер леса. – Вот эти сосны лесниками были посажены. Приживаемость – стопроцентная: четыре тысячи сосен на гектар. Кстати, посадили мы тогда сеянцы сосны с открытой корневой системой, выращенные в северодвинских теплицах. Нет уже теплиц тех – за годы реформ лесного хозяйства разрушились они.

К слову, сегодня участки, где были северодвинские теплицы, планируется передать в аренду одному научному обществу. Общество готово восстановить теплицы.

Едем дальше. Не так давно на территории лесничества прошел сильнейший ураган. Заезжаем на несколько участков. Огромные сосны вырваны с корнями.

Михаил Бунтин проводит замеры поваленных деревьев, Дмитрий составляет акт оперативного лесопатологического обследования.

- Всё нужно делать вовремя. Тогда и лесу хорошо будет, и людям – в дальнейшем поваленную древесину будем отпускать для нужд жителей, - отмечает Михаил Савельевич.Лес губят не только ветровалы, но и люди. Проезжаем километр за километром – повсюду сделаны противопожарные разрывы. А иначе в наземной зоне нельзя. Хотя отдельные нарушители умудряются добраться и до труднодоступной, авиационной зоны.

Границей между зонами служит река Урзуга. Водится в реке и семга, и хариус. На берегу, где начинается авиазона, змеиное царство. Зверья разного, в том числе медведей, немало. По причине человеческой небрежности в июле там возник пожар. От огня тогда пострадали около 10 гектаров леса…

На лесной пожар – на дрезине

На сегодня работа окончена, пора бы домой. Но в 16 часов поступает сообщение от машиниста тепловоза: на 27 километре узкоколейной дороги возник лесной пожар. Михаил собирает местных работников Единого лесопожарного центра. Их здесь четыре человека.С собой берем лопаты и ранцевые огнетушители. На место пожара едем по узкоколейке на дрезине. Дрезина - это в своем роде тележка с мотором.

Прибыв, совершаем обход и делимся на две группы.

Одна направляется за водой – ближайший ручей находится в метрах четыреста. Вторая группа, взяв лопаты и ветки деревьев, сбивает огонь по кромке пожара. Главное, не дать стихии уйти в сухое болото – там огонь остановить будет сложно.

К 19 часам пожар удалось локализовать. Тушили до поздней ночи. Площадь, пройденная огнем, составила 0,2 гектара. Сейчас по факту возгорания проводится проверка. Но, похоже, причиной вновь стал человеческий фактор. Прямо у узкоколейки – следы костра. Порыва ветра хватило, чтобы огонь перебрался в лес.

Надежда ШИЛОВА