История лесного хозяйства России
Гусев Николай Петрович

Бывают рекордсмены долголетия, секрет которых очень хочется разгадать. «Наш Николай Петрович не иначе, как открыл эликсир молодости», - перешучиваются лесоводы Кузбасса. Но сквозь эту шутку проскальзывает изрядная нотка зависти. И вправду, не дашь Гусеву его 73-х лет. Энергичный, жизнерадостный, улыбчивый, выглядит Гусев от силы лет на 50. А главное, продолжает работать в лесной отрасли, являясь рекордсменом творческого долголетия среди кузбасских лесоводов. В августе этого года исполнилась круглая дата – 55 лет с тех пор, как Николай Петрович приступил к работе участковым лесоводом Шалымского лесничества Таштагольского лесхоза.

Сам Гусев говорит, что никакого эликсира молодости не существует, а весь секрет кроется в чудодейственном пихтовом масле и умеренном употреблении горячительных напитков. Однако мы его отговорки не принимаем всерьез. Мы-то знаем: ему просто некогда говорить о болезнях, и думать о своих проблемах. Может в этом и есть секрет его долголетия, в том числе и творческого?

А ведь для многих долгая жизнь становится проклятьем, если при этом отсутствует здоровье, жизненный тонус и позитивный настрой. Достаточно вспомнить Джонатана Свифта, изобразившего отвратительных бессмертных стариков – струльдбругов, помнивших лишь события первых 80 лет жизни. Николай Петрович, в отличие от струльдбругов, сохранил ясный, пытливый ум и прекрасную память. Он прекрасный собеседник, знает огромное количество смешных и безумно интересных историй. А своим задором и оптимизмом еще посоревнуется с нынешней молодежью. Больше всего поражает его уникальная эрудиция, обширность и глубина интересов, неизменная гражданственность жизненной позиции и подлинная интеллигентность. Все это делает его одной из самых ярких фигур в лесной отрасли Кузбасса.

27 лет на юге Кузбасса

В 1958 году после окончания Бийского лесного техникума Николай Гусев прибыл на своё первое место работы, в Шалымское лесничество Таштагольского лесхоза.

- Вспоминаю своих первых учителей - работников лесничества, - рассказывает Николай Гусев. – Знания, которыми они щедро делились со мной, я и сегодня использую в своей работе. Они научили главному – искренне, по-настоящему, любить наш лес.

Выросший среди бескрайних алтайских степей, Николай Гусев был покорен величественной красотой Горной Шории. Здесь один живописный вид сменяет другой, еще более потрясающий. Пейзажи Горной Шории очаровывают и покоряют с первого взгляда своей небывалой красотой. Такая красота – редкость даже на бескрайних просторах России.

Сейчас Горная Шория известна своими горнолыжными курортами и красотами Шорского национального парка…. Несведущие люди само название парка национальный воспринимают так, будто он предназначен для малой национальности – шорцев. В архивах столетней давности говорится о вымирании шорского населения, деградации от пьянства и сифилиса. В современных документах указывается, что Шорский национальный парк предназначен для создания условий сохранения и развития системы хозяйства и культуры шорского народа. Затерянные в таежных далях поселки Шор-Тайга, Усть-Анзасс, Чилису-Анзасс, Кызыл-Шор труднодоступны, добираться до них можно только вертолетом. Сюда доставляются продукты, материалы, все необходимое для жизни. Немногочисленные шорские семьи живут так же, как жили их деды и прадеды – занимаются традиционными видами промысла: охотой, рыбалкой, заготовкой ореха. В этом году парк отметит 24 года со дня образования. Был он образован на волне шахтерских забастовок, когда впервые наравне с политическими прозвучали и экологические требования. Парадокс – те, кто нарушал природу, потребовал ее охраны, и в политических баталиях вдруг повезло. Государство вняло требованиям пробудившегося экологического сознания кузбассовцев, и Постановлением Совета министров за номером 386 от 27 декабря 1989 года на базе Кабырзинского и Таштагольского лесхозов был образован Шорский национальный парк. В документе говорится и о причине создания парка: он имеет особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.

Совсем недалеко то время, когда главным богатством и ценнейшим ресурсом будет считаться природа, причем природа дикая, не обезображенная вмешательством человека. Вот тогда-то станет всему миру известна наша «Сибирская Швейцария» – резерват нетронутой природы. Горная Шория – страна незнакомая, которую многим еще предстоит открыть. А, вообще, нисколько не кривя душой, скажу: здесь прекрасные условия для туризма. Один только взгляд, и вы покорены. Парадокс: мы восторгаемся красотами зарубежья, пренебрегая сокровищами под ногами. А они вот – любуйтесь, восхищайтесь, отдыхайте. Кто однажды побывал здесь, увидел все это, тот навсегда отдал сердце Горной Шории. Именно это и произошло с Николаем Гусевым.

Борьба за кедр

Одной из главных заслуг Николая Петровича за его время работы в Таштагольском лесхозе является внедрение передовой технологии комплексного выращивания посадочного материала кедра сибирского на питомниках и технологии создания лесных культур кедра в условиях Горной Шории. Будучи главным лесничим и директором Таштагольского лесхоза, с 1967 и по 1981 год, Гусев стал инициатором выращивания кедра сибирского на Шалымском питомнике. За годы работы под его руководством на территории Таштагольского района было посажено более 10 тысяч гектаров культур кедра сибирского. Благодаря целенаправленной работе по развитию питомнического хозяйства, питомнику Таштагольского лесхоза не единожды присваивалось звание «Питомник высокой культуры производства». По инициативе Николая Петровича на питомнике внедрялся передовой опыт хозяйствования, новейшие научные разработки, проводились обучающие семинары для обмена опытом.

Приезжал на Шалымский питомник сам министр лесного хозяйства РСФСР Алексей Ильич Зверев, и убедился лично, что несмотря на все трудности, можно вырастить кедр в культурах. Повздыхал, дескать, а меня все убеждают, что культуры из кедра невозможно создать… И рекомендовал передавать ценный опыт другим регионам.

За годы работы Николая Петровича в Таштагольском районе под его руководством на питомнике было выращено более 35 млн. шт. посадочного материала. Посадочный материал использовался для собственных нужд, а также отпускался лесхозам других регионов.

В 1981 году согласно приказу Минлесхоза РСФСР Таштагольский лесхоз был преобразован в Таштагольский леспромхоз, Гусев стал его директором.

В 1985 году Николая Петровича, показавшего себя энергичным и умелым организатором, требовательным к себе и подчиненным руководителем и человеком, болеющим душой за дело, которому он посвятил жизнь, перевели на руководящие должности в лесной отрасли Кузбасса. Сначала он был председателем областного производственного объединения «Кемеровомежхозлес», потом заместителем генерального директора Кемеровского лесохозяйственного территориального производственного объединения.

В дальнейшем он отвечал за инвестиционное развитие и ресурсное обеспечение отрасли, будучи заместителем руководителя Кемеровского управления лесами.

В 2000 году ушел на пенсию. И начался новый этап в его жизни, связанный с очень большим и важным делом – воспитанием подрастающего поколения, будущей смены лесоводов.

Творцы и покровители леса

С 2003 года Гусев становится главным лесничим школьного лесхоза ФГУ «Кемеровосельлес» и инициатором возрождения школьных лесничеств на территории всей Кемеровской области. При его непосредственном участии происходила организация, развитие и координация деятельности школьных лесничеств в Кемеровской области. Была создана областная программа развития движения школьных лесничеств. Проводились областные слеты-конкурсы, победители которых получали завидные призы – тракторы, автомобили УАЗ. В результате его усилий, во всех административных районах буквально с нуля возродились объединения школьников. В летний период работа школьников по выращиванию посадочного материала на питомниках, работы по озеленению территорий, сбору лекарственных трав, посадке лесных культур и уходу за ними, созданию цветников частично оплачивалась через службу занятости населения, что оговаривалось особым соглашением. За школьными лесничествами было закреплено более 28 тыс. гектаров лесных массивов, за их состояние полностью отвечали более 700 школьников.

Особые заслуги Гусева перед лесным хозяйством отмечены множеством федеральных и областных наград.

Сейчас Николай Петрович занимается рассмотрением проектов освоения лесов, организует процедуру прохождения государственной экспертизы проектов в областном департаменте лесного комплекса. Его обширные знания и опыт работы в лесной отрасли как нельзя кстати на этом месте.

Узнав, что про него собираются написать статью, Николай Петрович, как очень скромный человек, отнесся к этому крайне отрицательно. Так что написала про нашего работника, отметившего 55-летний юбилей своей трудовой деятельности, рискуя вызвать его недовольство.

Как сказал Николай Петрович, самое важное для лесного хозяйства страны – это сделать всё возможное, чтобы начатые реформы были доведены до ума, и чтобы итогом их реализации стало возвращение былого престижа нашей профессии. Необходимо вернуть лесную охрану и поднять её обеспечение на такой уровень, который позволил бы в полной мере выполнять обязательства по защите и восстановлению лесов.

Татьяна Ярцева, Кемеровская область