История лесного хозяйства России
Балашов Иван Никифорович

Родился в 1926 году. В 1944-м окончил Троицкую авиационно-техническую школу по специальности оружейника. Воевал в Прибалтике в частях штурмовой авиации, затем на Дальнем Востоке в истребительной. После демобилизации окончил Московский лесотехнический институт. Работал лесничим, главным лесничим Ногинского лесхоза, директором Правдинского лесхоза-техникума, затем главным инженером и главным лесничим Московского управления лесного хозяйства. В 1976 году перешел в Минлесхоз РСФСР, где занимал должности заместителя начальника Управления руководящих кадров и учебных заведений, главка охраны и защиты лесов.

Имеет более 20 правительственных наград, в том числе орден Отечественной войны. После выхода на пенсию более 17 лет участвует в общественной жизни, выполняя обязанности председателя Совета ветеранов первичной организации района Текстильщики.

Биография Балашова Ивана Никифоровича

Семья и работа – основа жизни, жизнь без служения Родине бессмысленна.

Иван Никифорович Балашов родился в деревне Юрятино, расположенной среди лесов и болот Мещерской низменности бывшего Куровского, ныне Орехово-Зуевского района Московской области в 1926 году. Красивые и стройные сосновые леса в раннем детском возрасте казались для Ивана таинственными и очень опасными. Но со временем он убедился, что леса не только красивы, гостеприимны, но и очень щедры на грибы и ягоды.

До ухода в 1943 году в армию учился и проживал вместе с матерью в городе Куровское. Прослужил в армии почти 8 лет, включая и участие в Великой Отечественной войне с 1944 по 1945 год. После демобилизации без отрыва от производства получил среднее образование в школе рабочей молодежи и под впечатлением сказочного юрятинского леса, поступил в Московский лесотехнический институт, который окончил в 1957 году. В течение почти 7 лет работал в Ногинском лесхозе сначала лесничим, а потом главным лесничим. Вместе с коллективом лесхоза проводил целенаправленную работу по созданию лесов будущего – замене малоценных насаждений на более продуктивные и нужные для народного хозяйства леса, устойчивые как к вредителям и болезням, так и к лесным пожарам. Активно участвовал и настойчиво внедрял механизацию лесохозяйственных работ, чтобы при недостатке рабочих рук легче было справляться с растущими объемами работ при снижении их себестоимости. Ногинский лесхоз сумел добиться положительных результатов в улучшении породного состава насаждений и повышения их продуктивности.

В 1964 году И.Н. Балашов по предложению Московского управления лесного хозяйства был переведен в Правдинский лесной техникум, где проработал в должности директора до 1969 года. За этот период, наряду с административной и преподавательской работой, сумел не только сделать проектно-сметную документацию учебного корпуса и общежития для 600 учащихся, включить в план Пушкинского СМУ строительство этих объектов, но и построить учебный корпус до стадии отделочных работ.

В 1969 году Балашову было предложено перейти на работу в аппарат Московского управления лесного хозяйства, с предоставлением жилья в Москве. Тяжело было уходить из техникума, столько труда и энергии было вложено, чтобы обеспечить будущее учебного заведения. Но Москва есть Москва. Начал работу в управлении с должности главного инженера, затем главным лесничим, т.е. возвратился к специальности.

В период с 1969 по 1976 год Балашовым И.Н. и специалистами Управления большое внимание уделялось улучшению санитарного состояния лесов, в связи с имевшимися серьезными нареканиями. Были разработаны и внедрены меры по улучшению породного состава лесов за счет лесовосстановительных рубок, реконструкции малоценных насаждений и активного проведения рубок ухода, в том числе и с применением химии. Поднималось на более высокий уровень лесосеменное хозяйство, выращивание посадочного материала с применением комплексной механизации. За счет лесохозяйственных мероприятий решалась задача повышения пожароустойчивости лесов – предприятия оснащались новой противопожарной техникой.

В леса Подмосковья каждое лето на отдых выезжает более 2-х миллионов человек. Не все из них аккуратно выполняют Правила противопожарной охраны лесов. Регулирование потока людей, организация мест отдыха, привлечение к этой проблеме предприятий и организаций города и области, занимали очень важное место в работе лесоводов, и здесь лесоводы добились определенных успехов. Организовали в Московской области 8 загородных зон отдыха. А зимой, чтобы сдержать браконьеров и предотвратить самовольные вырубки елового молодняка, организовали выращивание елей на специализированных еловых плантациях. Это дало возможность поставлять новогодние ели в город ежегодно от 1,5 до 2 млн. штук без нанесения ущерба лесному хозяйству.

Задачи все важные и ответственные, и чтобы справиться с ними Управление к решению их обращалось за помощью в Гослехоз СССР, Минлесхоз РСФСР, Мособлисполком, к ученым лесоводам МЛТИ, особая роль здесь отводилась НТО области, руководителем которого был известный профессор Тимофеев В.П. На это счет были подготовлены специальные Постановления и решения и приказ Управления. В результате разносторонней и целенаправленной работы Управление и его предприятий в области было обеспечено успешное выполнение планов развития лесного хозяйства Подмосковья в 5-й пятилетке (1971 – 1975 гг.). За счет лесохозяйственных мер площадь хвойных лесов области увеличилась с 39,8% до 46%, осинники уменьшились с 15,2% до 11%, средний бонитет насаждений поднялся с 1,6 до 1,8, на 0,2 м увеличился средний годичный прирост. Под руководством Управления в области вместо 400 мелких питомников было организовано 26 базисных, в т.ч. крупный орошаемый питомник в Волоколамском ЛКТ на площади 103 гектара. В Виноградовском лесхозе (Бронницкое лесничество) под руководством профессора Тимофеева В.П. были заложены географические посадки лиственницы и сделан анализ влияния семян, собранных с деревьев различных географических зон, на рост и развитие насаждений, особенно на прирост по массе. Заметная работа была проведена по закладке лесосеменных плантаций, постоянных лесосеменных участков.

Коллектив Управления вместе с предприятиями могли бы сделать значительно больше, если бы этому не помешали лесные пожары 1972 года. Для борьбы с ними создавался Областной штаб при Куровском мехсемлесхозе. Пожары тогда прошли по лесам Куровского, Орехово-Зуевского, Павлово-Посадского, Кривандинского, Раменского, Луховицкого лесхозов. Коробовского, Егорьевского леспромхозов. Дымовая мгла закрывала столицу, но дым в основном шел от горевших в то время торфяников Шатурского и Орехово-Зуевского районов. Лесники стойко держали оборону от огня, оперативно используя авиацию, помощь областных и районных органов власти, военных, сумели до минимума снизить площади лесов, пройденных пожарами. Эти территории до весны 1976 года были расчищены от горельников и на них зазеленели культуры хвойных пород на площади около 17 тысяч гектаров. Большой вклад в дело улучшения ведения лесного хозяйства Московской области, в тот период внесли руководители Куровского мехсемлесхоза - Кулаков С.Е., Дмитровского ЛКТ - гл. лесничий Лаврухин А.И., Волоколамского ЛКТ - Суриков Н.Г., Можин С.А., Егорьевского ЛПХ – Ярошенко Л.Н., Гиряев Ф.М., Нарофоминского ЛПХ – Рындин А.Г., Белянин В.Е., Солнечногорского ЛКТ – Жуков А.Ф., Пальцев А.М., Уваровского ЛПХ – Бакаев В.В. и многие другие. Вся работа велась при непосредственном руководстве и участии начальников Управления Акулинина Е.П. и Бородина С.М.

В 1976 году Балашова И.Н. перевели на работу в аппарат Минлесхоза РСФСР. Учитывая его опыт работы в техникуме, его определили в Управление руководящих кадров и учебных заведений, которое отвечало за подготовку кадров для отрасли. На балансе министерства было 17 учебных заведений, но решить проблему кадров только этими силами, было не возможно, поэтому Управление взялось объединить усилия в подготовке кадров не только техникумов, но и ВУЗов, подключая для этого и предприятия лесного хозяйства.

Министерство обязало предприятия и управления лесного хозяйства участвовать не только в укреплении материально-технической базы техникумов, но и в комплектовании контингентов, направляя туда передовиков производства и членов школьных лесничеств. По просьбе Минлесхоза МинВУЗ РСФСР разрешил в первую очередь зачислять членов школьных лесничеств наравне с производственниками. Министерством лесного хозяйства было обговорено с руководителями ВУЗов о помощи техникумам в налаживании методической и научно-исследовательской работы, в повышении квалификации преподавателей. За период 1976-1980 гг. Управлением руководящих кадров и учебных заведений много сделано по укреплению материально-технической базы техникумов и ВУЗов, обеспечению их учебно-наглядными пособиями, внедрению в учебный процесс научно-технических средств и приближению учебных заведений к производству. Отрасль за этот период получила свыше 21 тысячи специалистов, которые получали при этом две рабочих профессии.

Казалось бы, ничто не мешало продолжить эту большую и очень важную работу. Но случилось так, что Ивана Никифоровича срочно перевели на другой участок работы – в Главк охраны и защиты леса, как специалиста, имеющего опыт борьбы с лесными пожарами в условиях столичной области. Вместе с коллективом Главка и его начальником Никодимовым И.Д., Балашову И.Н. пришлось вплотную заняться совершенствованием службы охраны лесов от пожаров. В главке четко было организовано выполнение поручения Совета Министров по оснащению авиалесопожарной и наземной службы охраны лесов техническими средствами обнаружения и тушения лесных пожаров. Внедряя пожарно-наблюдательные мачты, при приемке их, приходилось Балашову И.Н. первым подниматься на эту поднебесную высоту, показать другим, что все это возможно и безопасно и очень необходимо, чтобы своевременно обнаружить лесные пожары в любом месте в самом начале их возникновения.

Приходилось ему участвовать в организации тушения лесных пожаров на Дальнем Востоке, БАМе, в Центральной части России, Карелии, за что указом Президиума Верховного Совета республики был награжден медалью «За отвагу на пожаре». 

Перед уходом на пенсию Балашов несколько лет работал в Управлении рабочих кадров. При его участии за короткий срок в 37 областях и краях республики были организованы учебно-курсовые комбинаты, в которых шла подготовка не только новых рабочих, но и обучение их вторым и третьим профессиям, а это положительно сказывалось на развитии бригадных форм организации труда и переводу их на бригадный хозрасчет.

За многолетний труд и успехи в работе в этот период Иван Никифорович был награжден медалью «Ветеран труда».

После оформления персональной пенсии продолжал работать, но уже в институте «Союзгипролесхоз», где можно было использовать свои знания и опыт. Занимался анализом действующих Генеральных планов противопожарного устройства лесов до 1988 года. Но в связи с перестройкой все научные исследования и работы в этой области, да и других, были прекращены за ненадобностью.

Наступил новый период в жизни людей пожилого возраста, период оценки прошлого и осмысления происходящего. Но помогает и то, что тебя не забыли и о тебе помнят. В аппарате Рослесхоза нашлись такие люди, которые с болью в душе переживают за все случившееся со страной и отраслью. Они помнят о тех, кто трудился в отрасли, посвятил ей всю свою жизнь. Созданный в Рослесхозе Совет ветеранов войны и труда, возглавляемый Гиряевым Д.М., и в составе которого работают такие уважаемые всеми ветераны отрасли: Зверев А.И., Писаренко А.И., Отставнов Б.Д. и другие, помнят о каждом, по мере сил и возможностей помогают ветеранам. Организуют встречи с руководством Рослесхоза, торжественные мероприятия для ветеранов войны в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне, проводят большую пропагандистскую и воспитательную работу среди молодого поколения в школах, техникумах и вузах. Никто не забыт и ничто не забыто.

 

Из военных воспоминаний Ивана Никифоровича Балашова

Победу я встретил в Маньчжурии

Когда началась Великая Отечественная война, мне было 15 лет. Я гордился своей страной, которая строила социализм, горячо ее любил и, как все юноши того периода, глубоко переживал опасность, которая нависла над всеми нами. Я не мог представить себе, что враг может отнять у нас счастливое детство, возможность учиться и быть в семье, отнять нашу Родину. Нас в то время не покидала мысль ,что нужно сделать что-то очень взрослое, чтобы помочь нашей Родине в этот тяжкий период. Но все наши попытки вступить в армию райвоенкомат решительно пресекал: мол, малы еще. Провалилась и попытка поступить в Егорьевскую авиашколу.

Тогда пошли в Куровской район комсомола. Там наш патриотический порыв был понят, и из группы учащихся старших классов организовалась агитбригада. Днем работали на полях, а вечером давали концерты – информировали жителей о последних событиях на фронтах Великой Отечественной войны. Инициативу поддержал райком партии. Своим трудом мы воодушевляли колхозников, призывали каждого честно работать на нолях под лозунгом «Все для фронта — все для Победы». Мы рассказывали, как в первый день войны наши летчики в воздушном бою под Брестом сбили 30 самолетов врага, а лейтенант Рябцев, когда у него кончились боеприпасы, пошел на таран и сбил фашистский бомбардировщик. Говорили о сумасбродных планах Гитлера уничтожить наше государство и народ, читали стихи Константина Симонова «Убей его». «Если немца убил твой брат, если немца убил твой отец, это он, а не ты — солдат, это он, а не ты — боец».

По вечерам разучивали новые патриотические пьесы «Русские люди», «Парень из нашего города», «Партизаны в степях Украины» и ставили их на сценах колхозных клубов. Мы видели на лицах людей слезы, когда показывали зверства немцев на оккупированных территориях и переживания оставшихся там людей. Бригада зарабатывала небольшие деньги, на которые школа покупала одежду и обувь для детей, отцы которых были на фронте.

Так прошел 1942-й и более половины 1943 года. Мы стали свидетелями героической обороны Москвы и последующего разгрома немцев, с болью в душе переживали наше отступление на Юго-Западном фронте вплоть до Волги и гордились блестящими победами нашей армии под Сталинградом, Курском и Белгородом.

В 1943 году после окончания 8-го класса мы наконец получили возможность поступить в Троицкую военно-авиационную школу механиков по вооружению в Челябинской области. Занятия проводились ежедневно по 10 часов, и это не считая самоподготовки! Мы изучили все типы самолетов и их оружие, научились с завязанными глазами разбирать и собирать в кратчайшие сроки пушки, пулеметы, ракеты, устанавливать в авиабомбы взрыватели дистанционного и мгновенного действия. В 1944 году группу выпускников из 25 человек направили на Ленинградский фронт в 13-ю воздушную армию — по 2-3 человека в полк. Так я оказался в 943-м штурмовом Нарвском авиаполку, который дислоцировался недалеко от Ленинграда. Блокада тогда была уже прорвана, но вид города вызывал боль, сострадание и желание отомстить за все. На стенах домов сохранились надписи-предупреждения: «Во время обстрела находиться на этой стороне улицы опасно». Правда, в город мы попадали нечасто: аэродромы всегда располагались вдали от населенных пунктов, поближе к лесу, чтобы была возможность замаскировать самолеты: зимою — елками, летом — березками. Капониры — стоянки самолетов — защищали их от налетов вражеской авиации и были убежищем для авиаспециалистов. Работать приходилось и днем и ночью, что называется, в поте лица. Зато наши «летающие танки» всегда были готовы вылететь на боевое задание. Летчики за сутки поднимали свои машины в воздух не менее 2 — 3 раз, а иногда и более. И подчас шутили, что, мол, не успеешь достать папиросу и выкурить, а оружейники уже все подготовили — и бомбы, и ракеты, и пулеметы с пушками зарядили...

Наш полк прошел всю Прибалтику, участвовал в штурме Кенигсберга, а в 1945 году его перебросили на Дальний Восток в район Благовещенска. Война с Японией оказалась скоротечной - началась в августе и закончилась в сентябре. В это время я был уже в б-м авиакорпусе резерва Главного командования сначала механиком, а затем главным механиком эскадрильи 368-го истребительного Ордена Александра Невского Берлинского авиаполка, в котором прослужил до увольнения в запас в 1951 году. С тех пор у меня самая мирная в мире профессия — лесник.