Результаты проверок по Дальневосточному федеральному округу
31 мая 2016
Краткий отчет о проведении проверки исполнения органами государственной власти Республики Саха (Якутия) переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий

Комиссией Федерального агентства лесного хозяйства в период с 11 по 29 апреля 2016 года проведена плановая проверка исполнения органами государственной власти Республики Саха (Якутия) переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий.

В ходе проверки выявлено следующие.

Государственный лесной реестр ведется не в полном объеме, с нарушением установленных требований.

Допускаются нарушения Порядка подготовки, организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений;

Допускаются нарушения Порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений гражданам для собственных нужд, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2011 №637.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится с нарушением требований Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.

В 8 (16%) из 51 проверенных проектов освоения лесов, получивших положительное заключение государственной экспертизы, выявлены несоответствия «Составу проекта освоения лесов», утв. приказом Рослесхоза от 29.02.2012 №69.

В нарушение ч.2 ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации прием лесных декларации осуществляется ГКУ PC (Я) «Лесничества», не являющиеся органом государственной власти. 61% проверенных лесных деклараций не соответствуют требованиям Порядка заполнения и подачи лесной декларации.

Не надлежащим образом организована работа по учету и принятию Департаментом лесных деклараций и отчетов об использовании лесов, поступающих от арендаторов лесных участков.

Отсутствует надлежащий контроль со стороны Департамента за своевременностью внесения информации в ЕГАИС Учета древесины и сделок с ней. Учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд не осуществляется.

Существующая в Республике Саха (Якутия) система охраны лесов от лесных пожаров не позволяет организовать на должном уровне обнаружение и тушение лесных пожаров в связи недостаточностью людских и технических ресурсов лесопожарных формирований. Не утверждены нормативно правовые акты субъекта по численности, оснащенности и местам дислокации наземных лесопожарных формирований.

Планы мероприятий по противопожарному обустройству лесов, предусмотренные Лесным планом Республики Саха (Якутия) не реализованы в полном объеме в части:

- строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров (77% от плана в 2015 году);

- прочистки противопожарных минерализованных полос (79,1% от плана в 2014 году, 90,8% от плана в 2015 году);

- проведения профилактических контролируемых противопожарных выжиганий (19,9% от плана в 2014 году; 20,8% от плана в 2015 году);

- строительства пожарных наблюдательных вышек (0 ед. при плане 3 ед. в 2014 году, 0 ед. при плане 3 ед. в 2015 году).

Представляемая Департаментом информация отчетных данных «Создание, и содержание систем средств предупреждения и тушения лесных пожаров» не соответствует данным указываемым в сводных планах тушения лесных пожаров за 2014, 2015 и 2016 годы.

В нарушение п. 1.1 требований типовой инструкции по охране труда ТОИР-07-010-98 комиссии не были представлены документы, подтверждающие проведение занятий (обучения) по технике и тактике тушения лесных пожаров личного состава пожарно-химических станций за период 2014, 2015 и 1 полугодие 2016 года.

В нарушение статей 53, 53.1. Лесного кодекса Российской Федерации контроль за нормативной обеспеченностью средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса, Департаментом не обеспечивается.

Выявлены факты искажения сведений о лесных пожарах, а также несвоевременной организации работы по тушению лесных пожаров и реагированию лесопожарных формирований на данные ИСДМ-Рослесхоз по причине недостаточного количества активных сил ПДПС и наземных противопожарных служб. В 2015 году отмечаются значительные отклонения данных региона от данных космического мониторинга ИСДМ-Рослесхоз (по площади 2,2 раза).

Объемы лесозащитных мероприятий не соответствуют санитарной обстановке в лесах Республики Саха (Якутия)

Рубки ухода за лесом предусмотренные лесным планом арендаторами выполняются только на 9,2% от общего запланированного объема.

По состоянию на 01.01.2016 недоимка по плате за использование лесов в федеральный бюджет составляет 31 577,1 тыс. рублей, в том числе за прошлые периоды 21 214,3 тыс. рублей.

Выявлена недоимка в федеральный бюджет, не отраженная Департаментом в отчете 17-ОИП «Сведения о поступлении платы за использование лесов в бюджетную систему России» по состоянию на 01.01.2016 в сумме 5 756,47 тыс. рублей.

Всего по всем видам использования лесов проверкой правильности исчисления арендной платы установлен недополученный доход федерального бюджета в сумме 1616,13 тыс. рублей, из них: за 2014 год на сумму 476,88 тыс. рублей, за 2015 год на сумму 1 139,25 тыс. рублей.

По государственным заданиям 2014 года ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» не выполнены в полном объеме мероприятия прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление (процент невыполнения от объема, установленного государственным заданием - более 10%).

По государственным заданиям 2015 года ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» не выполнены в полном объеме санитарно-оздоровительные мероприятия по сплошным санитарным рубкам, отводу лесосек под сплошные рубки на 2015 год, (процент невыполнения от объема, установленного государственным заданием - более 10%).

При формировании Плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допускаются нарушения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: в части нарушения периодичности включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в план проверок.

При проведении проверок и формировании окончательных документов в проверяемый период допускались нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 №294~ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при ознакомлении юридического лица с приказом на проведение проверки, внесении записей в журнал регистрации учета проверок, проведение проверок в присутствии лица, не уполномоченного на совершение юридически значимых действий.

При рассмотрении дел об административном правонарушении не соблюдаются требования КоАП РФ в части: несоблюдение сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, при неуплате административного штрафа в сроки Департаментом не приняты меры по привлечению к административной ответственности по 4.1 ст.20.25 КоАП РФ (за неуплату штрафа), при привлечении к административной ответственности неверно осуществляется квалификация правонарушений.