Федеральным законом от 04 февраля № 3-ФЗ в Лесной кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые создают правовые механизмы достоверного учета лесных ресурсов, контроля сделок с древесиной, а также совершенствования федерального государственного лесного надзора. В частности, определен порядок учета древесины и продукции ее переработки, их транспортировки, хранения и сделок с ними.
Предусмотрено создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (далее – ФГИС ЛК), целью ведения которой является обеспечение полной прослеживаемости заготовленной и переработанной древесины.
В соответствии с вновь установленными нормами Лесного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 3-ФЗ), до 01 июля 2021 года лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании местами (пунктами) складирования древесины, объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, обязаны были представить в систему ЛесЕГАИС перечень сведений:
- об адресах (местоположении) мест (пунктов) складирования древесины, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;
- о производственных мощностях объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Согласно части 2 статьи 50.4-1 Лесного кодекса Российской Федерации, требования к размещению и характеристикам складов древесины, в том числе в части оборудования их средствами фиксации транспортных средств, осуществляющих доставку древесины на такие склады, и порядок внесения сведений о складах древесины в государственный лесной реестр разрабатываются Правительством Российской Федерации и вступят в силу с 1 января 2022 года.
В настоящее время на сайте https://regulation.gov.ru размещен проект постановления Правительства «Об утверждении требований к размещению и характеристикам мест (пунктов) хранения древесины», который проходит обсуждение.
С 01 июля 2021 г. в соответствии со статьей 50.1 Лесного кодекса Российской Федерации учет осуществляется в отношении:
- древесины, полученной при использовании лесов и при осуществлении мероприятий по их сохранению (рубки ухода, санитарные рубки):
- транспортируемой древесины и продукции ее переработки;
- древесины, размещенной в местах (пунктах) складирования древесины;
- древесины, поступившей для переработки;
- продукции переработки древесины;
- древесины и продукции ее переработки, являющихся предметом сделок с древесиной.
С 01 июля 2021 года, хранение заготовленной древесины, указанной в статье 50.1 Лесного кодекса Российской Федерации после вывоза ее с лесосеки допускается исключительно в местах (пунктах) складирования древесины (в том числе на лесных складах), сведения о которых внесены в государственный лесной реестр, за исключением:
- древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд;
- древесины, которая находится в собственности государственных или муниципальных учреждений.
Второе полугодие текущего года является переходным периодом. Бизнесу предоставлено время адаптироваться к новым требованиям, подготовиться к внедрению оборудования и соблюдению требований. Административные наказания за неисполнение нововведений отсутствуют.
С 1 января 2022 г. лесозаготовители должны будут вносить сведения об объёме древесины, её виде и размере, маршруте доставки и транспорте в ЛесЕГАИС, в дальнейшем – во ФГИС ЛК. В случае, если такие данные не представлены или легальность древесины не подтверждается, сделки с древесиной будут блокироваться.
В соответствии со ст. 50.3 Лесного кодекса Российской Федерации с 01 января 2022 г. транспортировка древесины и продукции ее переработки допускается только при наличии электронного сопроводительного документа, внесенного в ФГИС ЛК либо на стационарном компьютере, либо при помощи специального мобильного приложения. В сопроводительном документе обязательно должны указываться:
- сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины;
- сведения об общем объеме транспортируемой древесины, видовом и сортиментном составе;
- сведения о пунктах отправления и назначения, то есть места складирования;
- сведения о государственном регистрационном знаке транспортного средства;
- сведения о сделках с древесиной (номер декларации), если они совершались.
Требования по оформлению электронного сопроводительного документа не применяются к транспортировке древесины:
- заготовленной гражданами для собственных нужд;
- к лицам, использующим леса по основанию, предусмотренному Лесным кодексом Российской Федерации и имеющим право собственности на древесину, если транспортировка древесины осуществляется в границах лесосеки;
- в случае приобретения на розничном рынке или в организации розничной торговли древесины в объеме до 10 кубических метров.
Сведения о прекращении действия электронного сопроводительного документа вносятся в ФГИС ЛК по прибытии транспортного средства в пункт назначения, с фиксацией даты и времени прибытия.
Сейчас рассматривается проект постановления Правительства об электронном сопроводительном документе на транспортировку древесины и продукции ее переработки (документ на 14 страницах).
В целях осуществления учета древесины, размещаемой на складах и пунктах переработки лица, которым принадлежат указанные объекты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обязаны подавать сведения в государственный лесной реестр о ввезенной и вывезенной древесине, о древесине, поступившей на объект лесоперерабатывающей инфраструктуры и об объеме переработанной древесины на указанном объекте.
Внесение указанных сведений предусматривается по факту ввоза (поступления) древесины, но не позднее одного рабочего дня со дня наступления соответствующего события и сопровождается автоматическим формированием в государственном лесном реестре отчета. Состав сведений, включаемых в отчет о балансе древесины на складе, форма и состав сведений отчета о древесине и продукции из нее установлены приказами Министерства природных ресурсов и экологии России от 25 августа 2021 г. №№ 589 и 590. Указанные приказы вступают в силу с 01 марта 2022 г.
С 01 января 2023 г. вступает в силу статья 96.3 Лесного кодекса Российской Федерации о технических средствах контроля, устанавливаемых на транспортных средствах, используемых для транспортировки древесины и тушении лесных пожаров, а именно: транспортные средства, на которых осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом), должны быть оборудованы техническими средствами контроля, которые обеспечивают оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов ГЛОНАСС информации, позволяющей установить координаты места нахождения таких транспортных средств, траекторию их движения, используют программное обеспечение, интегрированное с ФГИС ЛК, и передают в нее информацию в режиме реального времени.
Порядок оснащения транспортных средств и техники техническими средствами контроля, виды таких средств контроля, требования к их использованию и порядок их функционирования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
С 01 июля 2021 г. в соответствии со статьей 96.2 Лесного кодекса Российской Федерации в России действует федеральный государственный надзор в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ним (далее - государственный надзор в сфере оборота древесины).
Надзор в сфере оборота древесины на территории Уральского федерального округа осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства и его территориальным органом - Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, с привлечением государственных учреждений «Рослесинфорг» и «Рослесозащита» (приказ Рослесхоза от 25 августа текущего года № 654).
Отношения по организации и осуществлению надзора в сфере оборота древесины регулируются федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1099 «О федеральном государственном надзоре в сфере оборота древесины».
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними.
Объектами контроля являются:
- действия (бездействие) граждан и организаций при соблюдении ими обязательных требований в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними;
- результаты деятельности граждан и организаций в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними - древесина и продукция ее переработки;
- места (пункты) складирования древесины, транспортные средства, осуществляющие перевозку древесины и продукции из нее, объекты перерабатывающей инфраструктуры, земельные и лесные участки, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования в сфере оборота древесины.
Согласно пункту 34 постановления № 1099 «О федеральном государственном надзоре в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними», объекты контроля подлежат отнесению к определенной категории и установлено 3 категории: высокая, средняя и низкая (в зависимости от доли перерабатываемой и реализуемой древесины от общего объема заготовленной древесины или доли от подтвержденной цепочки поставок).
В отношении высокой категории риска плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в виде выездных проверок 1 раз в 3 года, средней категории - 1 раз в 5 лет. В отношении низкой категории плановые мероприятия не проводятся, но возможно проведение иных контрольных мероприятий: наблюдение за соблюдением обязательных требований, контрольная закупка, документарная проверка, инспекционный визит, рейдовый осмотр. А в случае наличия информации о нарушении обязательных требований – внеплановая проверка. При организации и проведении внеплановой выездной проверки предварительное уведомление не требуется (ч. 5 ст. 96.2).
При осуществлении нового вида надзора осуществляются профилактические и контрольные мероприятия, предусмотренные пунктами 7 и 8 Положения о надзоре.
Проведение профилактических мероприятий
Решение о проведении профилактических мероприятий, в зависимости от категории риска объекта контроля, проведения одного или нескольких контрольных мероприятий принимается должностными лицами Департамента лесного хозяйства по УФО в соответствии с полномочиями.
В соответствии с пунктом 37 Положения контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), вправе обратиться в орган государственного надзора, его территориальный орган с жалобой (досудебное обжалование) через портал «Госуслуги».
Предельный срок рассмотрения жалобы органом государственного надзора, его территориальным органом составляет 20 рабочих дней со дня регистрации жалобы.
Получить ответы на возникающие вопросы о соблюдении требований по обороту древесины можно на сайте Федерального агентства лесного хозяйства по ссылке https://lesegais.ru/pomosh-i-podderjka в разделе «Часто задаваемые вопросы»
Информация о способах получения консультаций и порядке досудебного обжалования действий органа контроля расположена по ссылке https://rosleshoz.gov.ru/activity/forest_transportation/docs?8ade53b4dc306fc7fb6706b454e310fe
Информация о контролируемых лицах при осуществлении федерального государственного надзора в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними по категориям риска причинения вреда (ущерба) в форматах *EXCEL и *PDF расположена по ссылке https://rosleshoz.gov.ru/activity/forest_transportation/list?3bae46bd993c95d588808d1a5a14aa17.
Дополнительно Минприроды России подготовлен законопроект о внесении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений, ужесточающих наказания за нарушение требований к обороту древесины. В частности, предлагается ввести штрафы за превышение допустимой погрешности при учете древесины, увеличенные штрафы за повторную транспортировку древесины без оформленного сопроводительного документа, штрафы за перевозку древесины автотранспортом без специального технического средства контроля и увеличенные - за повторную такую перевозку, штрафы за нарушение требований к складированию и получению древесины и предоставлению соответствующей отчетности, а также возможность изъятия древесины и транспортных средств за некоторые нарушения.
В рамках контроля за исполнением пункта 5 предписания от 30 декабря 2011 г. № 37 (далее – предписание), выданного Рослесхозом Губернатору Свердловской области Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой установлено следующее.
В целях исполнения пункта предписания Департаментом лесного хозяйства Свердловской области обеспечен возврат Тугулымскому лесничеству 586 га лесопарковых зон и зеленых зон, на которые уменьшилась их площадь в 2010 году.
Пункт 5 предписания исполнен.