Возможно, что современному читателю могут показаться не столь важными события, происходившие в лесном хозяйстве в годы Великой Отечественной войны, особенно на фоне героических подвигов воинов Советской Красной Армии. Однако то, что делалось в лесхозах, причем в основном женщинами, стариками и детьми, было для фронта не менее важно, чем производство боеприпасов. Не случайно труд многих работников лесхозов отмечен правительственными наградами.
Восстановление в тылу эвакуированных и создание новых мощностей в деревообработке и целлюлозно-бумажном производстве позволили обеспечить выполнение плана 1941 года по всем видам оборонной продукции. Она включала деревянные ящики для оружия и боеприпасов, деревянные корпуса мин, сапёрное оборудование, армейские лыжи, обозное имущество, ружейные болванки, авиационные пиломатериалы, фанеру для авиации, пергамент для упаковки оружия и боеприпасов, картографическую бумагу, телеграфную ленту и другие. Лесная промышленность обеспечивала дровами железнодорожный транспорт. Решающее значение имела заготовка дров, которые поставлялись городам и промышленным предприятиям. За время войны лесозаготовителями было поставлено народному хозяйству 400 млн. м³ дров, в том числе 70 млн м³ транспорту.
В связи с оккупацией Донецкого угольного бассейна и острым недостатком нефти в первые же годы войны были переведены на дровяное топливо паровозы ряда железных дорог европейской части СССР, большинство речных пароходов и котельные многих производственных предприятий. Для населения многих городов и деревень дрова являлись почти единственным видом топлива. Основная масса дров заготавливалась в европейской части страны, вблизи пунктов потребления, с наименьшим расстоянием перевозок.
Для обеспечения дровами Москвы в системе Наркомлеса РСФСР был создан специальный главк, организовавший заготовку дров на территории Московской, Владимирской, Рязанской, Калининской, Ярославской, Ивановской и Вологодской областей с привлечением на заготовку и вывозку дров населения Москвы и Московской области. В результате уже в октябре 1941 г. в Москву ежедневно отправляли 450 вагонов дров. Много дровяной древесины поступало также по реке Москве и каналу Москва-Волга.
Организациям, на которые возлагалась заготовка и поставка дров, разрешали производить лесозаготовки в лесах, расположенных вдоль линии железных дорог, для чего назначались в рубку любые лесные массивы гослесфонда, а также леса местного значения.
Следует отметить, что даже в годы Великой Отечественной войны заповедные участки не подвергались вырубке. Сохранили Бузулукский бор, как исключительно ценный лесной массив, расположенный в степи, другие заповедные участки. Решение о сохранении таких участков подписывал Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами СССР И.В. Сталин. Московский горком ВКП провел по вопросу заготовки дров специальный партактив на котором районы столицы получили задания по мобилизации людей и планы по заготовке дров с указанием мест рубок.
На заготовку дров были мобилизованы более 40 тыс. человек, в основном девушек и женщин, большинство из которых никогда не держали в руках пилу и топор. Благодаря героическому труду москвичей, живших в землянках и шалашах, зачастую впроголодь, без горячей пищи, топливный кризис в Москве не был допущен.
В последние годы Великой Отечественной войны сравнительно быстрыми темпами развивалась деревообрабатывающая промышленность и промышленность стройматериалов, продукция которых шла прежде всего на восстановление промышленных предприятий и жилых домов в районах, освобожденных от немецких оккупантов. Деревообрабатывающая промышленность в период 1943-1945 гг. увеличивала производство продукции в среднем на 6-7% в год, а промышленность строительных материалов - на 23%. Уровень производства деревообрабатывающей промышленности в 1945 г. составил 56%, а строительных материалов - 46% по сравнению с уровнем 1940 г.
По материалам, предоставленным ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех»