22 апреля 2020
0:00
Сибиряк Константин Калашников: Самой дорогой наградой стала медаль «За оборону Советского Заполярья»
Сибиряк Константин Калашников: Самой дорогой наградой стала медаль «За оборону Советского Заполярья»

Великая Отечественная война стала эпохой для нашей страны и всего мира. Это было время тяжелейших потерь, запредельного напряжения, огромной жертвенности и беспримерных подвигов. Вынес основную тяжесть войны на своих плечах обыкновенный советский солдат. Этот материал - об одном из них, о сибиряке, рядовом великой войны Константине Алексеевиче Калашникове. За время службы он был награжден орденами «Красной звезды», Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За оборону Советского Заполярья», освобождал от захватчиков не только нашу страну, но и Норвегию. В мирное время много лет проработал в сфере заготовки продуктов побочного использования леса Омской области. 1 марта 2020 года Константину Калашникову исполнилось бы 100 лет.

В армию Константина Алексеевича Калашникова призвали в 1939 году, под Мурманском, на Кольском полуострове. Служил в войсках связи, причем казарму им пришлось строить самим. По словам внучки, Елены Атяшевой, дед часто вспоминал свой первый день в армии. Командир всех выстроил в ряд и спросил: кто умеет плотничать - два шага вперед! Дед выступил: рядовой Калашников! Ему: ясно, вернуться в строй!

– Кто умеет работать с железом, два шага вперед, – продолжал командир.

– Рядовой Калашников.

– Ясно. Встать в строй.

– Кто из вас каменщик?

И вновь два шага вперед сделал Константин Алексеевич.

– Да ты что-нибудь не умеешь? – засмеялся старший по званию.

– Нет, – без ложного стеснения ответил Калашников.

– Кто научил?

– Нужда заставила, – честно признался он.

Когда срочная служба уже приближалась к концу, на Советский Союз напала фашистская Германия. Рядовой Калашников, как и миллионы других советских людей, стал солдатом этой войны. Служил в 143-ем артиллерийском полку Карельского фронта. Три с половиной года наши войска от Ладоги до Баренцева моря сдерживали врага. Через северные моря протянулась основная коммуникация Советского Союза со странами-союзниками, по которой шел ленд-лиз. Особое стратегическое значение имел Мурманский порт: он не замерзал, через него проходили караваны кораблей с оружием, техникой и продовольствием. В зоне ответственности Карельского фронта также находились Беломоро-Балтийский канал и Кировская железная дорога, по которым ленд-лиз отправляли вглубь страны. Немцы контролировали пути, ведущие в Мурманск, им удалось занять позиции на расстоянии в 25 км от порта. Шли долгие кровопролитные бои, но противника все же удалось остановить. Все защитники были награждены медалью «За оборону Советского Заполярья», утвержденной в 1944 году Президиумом Верховного Совета СССР. Для Константина Алексеевича она стала самой дорогой наградой.

Уже летом 1944 года Карельский фронт перешел в наступление, завершившееся не только освобождением захваченных фашистами территорий Карелии и Мурманской области, но и северных районов Норвегии.

Командующий войсками Карельского фронта генерал армии Кирилл Мерецков писал: «Под ногами тундра, сырая и какая-то неуютная, снизу веет безжизненностью: там, в глубине, начинается лежащая островками вечная мерзлота, а ведь солдатам приходится спать на этой земле, подстилая под себя лишь одну полу шинели… Порой земля вздымается голыми громадами гранитных скал… Тем не менее нужно было воевать. И не просто воевать, а наступать, бить врага, гнать его и уничтожить. Пришлось вспомнить слова великого Суворова: «Где прошел олень – там пройдет и русский солдат, а где не пройдет олень – там все равно пройдет русский солдат».

Война закончилась для Константина Калашникова на пути в Берлин, в немецком городе Штальзунде, где, будучи связистом, он одним из первых узнал о капитуляции Германии и Победе. Домой рядовой Калашников вернулся в 1946 году.

После войны для восстановления разрушенной экономики необходима была не только ценная древесина, но и недревесные лесные ресурсы. В советские годы даже создали Главное управление по садоводству, пчеловодству и заготовке продуктов побочного пользования лесом. В результате в нашей стране разрослась широкая сеть заготовительных и грибоварно-засолочных пунктов, орехопромысловых баз, плодоперерабатывающих цехов, пасек и зимовников для пчел. В одном из таких хозяйств в лесах Омской области работал Константин Алексеевич. По его инициативе и при личном участии вдоль дороги от Омска до его родного села Красноярка на протяжении 50 км была создана мощная стена защитных лесов, которые до сих пор оберегают сельскохозяйственные угодья.

Родных поражал его удивительный оптимизм. «Всегда с улыбкой на лице, никогда не жаловался ни на трудное прошлое, ни на непростые будни послевоенных лет, – отмечает его внучка Елена Атяшева. – Прожил жизнь обычного советского человека, много лет отдал сельскому и лесному хозяйству». Любовь к лесу, природе он передал своим детям, внукам.

По материалам ФГБУ «Рослесинфорг»