29 апреля 2020
13:08
СПбНИИЛХ: в годы Великой Отечественной войны и блокады коллектив института потерял треть сотрудников, но поставленные задачи выполнил
СПбНИИЛХ: в годы Великой Отечественной войны и блокады коллектив института потерял треть сотрудников, но поставленные задачи выполнил

Годы Великой Отечественной войны (1941–1945) и послевоенного восстановления стали для коллектива Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства (в то время Центрального НИИЛХ) тяжелым испытанием на твердость духа и самоотверженность. Испытанием, которое сподвижники лесной науки выдержали с честью и героически. В годы войны коллектив института понес огромные потери – на фронтах и в блокаду погибла треть личного состава. Имена героев, отдавших жизнь за Победу, навечно вписаны в историю института.

К 1941 году институт уже имел за плечами более десяти лет активной работы. Он располагал хорошей научно-технической и материальной базой. А главное – работоспособным творческим коллективом, успешно решающим многие сложные задачи лесохозяйственной науки. Возглавлял ЦНИИЛХ с 1939 по 1966 г. кандидат сельскохозяйственных наук Фёдор Ильич Терехов, который до этого девять лет трудился в институте заведующим сектором физиологии подсочки леса.

Война в одночасье перечеркнула все начинания и планы ученых. Часть сотрудников – более 20 человек – ушли на фронт в первый же месяц войны, причем многие записывались в действующую армию добровольцами.

Добровольцем вступил в Ленинградскую армию народного ополчения Давид Яковлевич Гиргидов. Он стал организатором Выборгской дивизии, проводил большую работу на предприятиях и в учреждениях района по подбору ее личного состава. После курсов политруков был направлен политработником в эвакогоспитали Ленинградского фронта. В 1943 году по Дороге жизни через Ладожское озеро он переправился на Большую землю и воевал на Сталинградском, а затем на 3-м Украинском фронтах, войну закончил в Вене (Австрия). После демобилизации Д.Я. Гиргидов вернулся в институт, защитил докторскую диссертацию и работал заведующим отделом селекции и физиологии. Давид Яковлевич награжден орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почета» и медалями.

Не раз в своей жизни приходилось вставать на защиту Отечества старшему научному сотруднику ЦНИИЛХ Зиновию Яковлевичу Солнцеву. Сначала в Гражданскую войну – участвовал в боях против петлюровцев, армии Деникина и белополяков, затем – в войне с белофиннами 1939–1940 гг. и прошел практически всю Великую Отечественную войну. Служил Зиновий Яковлевич в войсках Ленинградского, а затем 1-го Украинского фронтов командиром отдельного дорожно-эксплуатационного батальона. За боевые заслуги награжден двумя орденами – Красной Звезды и Отечественной войны II степени, тремя медалями: «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За освобождение Праги». А в перерывах между службой окончил Ленинградский лесной институт, аспирантуру при Лесотехнической академии, получил ученое звание доцента и степень кандидата сельскохозяйственных наук.

Амелия Вацлавовна Кононова, участница Гражданской войны, работала в ЦНИИЛХ с начала его основания. В Великую Отечественную, во время блокады Ленинграда, потеряла обоих сыновей – Бориса и Владимира – и добровольцем ушла на фронт. С марта 1942 по июль 1945 г. служила в полевом госпитале 23-й армии. После демобилизации вернулась в Институт. Награждена орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Пол-Европы дорогами войны прошел старший научный сотрудник, кандидат сельскохозяйственных наук Николай Петрович Курбатский. В 1942 году, после окончания курсов офицерского состава, служил заместителем командира стрелковой роты, а затем начальником штаба дивизиона, помощником начштаба полка на Калининском, Ленинградском и 1-м Украинском фронтах. Освобождал от фашистских захватчиков Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию, Австрию, воевал на территории Германии. За мужество, проявленное в боях, Н.П. Курбатский награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Практически всю войну прошел партизанскими тропами Николай Алексеевич Волчков, более 10-ти лет проработавший в ЛенНИИЛХ сначала главным инженером, а затем заместителем директора института по капитальному строительству и общим вопросам. Ему было всего 18 лет, когда в 1939 году он был призван в армию. Служил в

187-й стрелковой дивизии в составе Киевского особого военного округа, которая принимала участие в боевых действиях на территории Западной Украины и Западной Белоруссии. С июня 1942 года находился в 537-й партизанской бригаде Кировской военно-оперативной группы, где прошел путь от рядового бойца до помощника комиссара партизанского отряда по комсомолу. Был дважды тяжело ранен, но вновь возвращался в строй. Состоял в Кировском подпольном райкоме комсомола Белоруссии. За активное участие в боевых действиях против врага и проявленные при этом мужество и отвагу Н.А. Волчков был награжден орденом Красного Знамени и медалью «Партизану Отечественной войны II степени».

Из наградного листа Н.А. Волчкова: «Проявил себя как исключительно смелый и инициативный командир. В результате своей диверсионной деятельности Волчков имеет на своем личном счету спущенных под откос 3 вражеских эшелона, идущих к линии фронта с живой силой, техникой и боеприпасами. Отличился в разгроме вражеского гарнизона в н. п. Жиличи, где им лично в уличном бою были уничтожены 7 гитлеровцев. Когда отряд испытывал сильный недостаток в боеприпасах, тов. Волчков с небольшой группой партизан доставил из-за Днепра 60 000 винтовочных патронов…»

Все военные годы лес был для защитников Отечества стратегическим союзником. Для большинства регионов он стал основным источником топлива, из дерева изготавливали детали для военной техники, древесина шла на сырье для взрывчатых веществ, древесный уголь использовали в производстве железа и стали. Велика роль леса и в обороне Ленинграда. Одним из самых ярких примеров стойкости, мужества и героизма советских людей стала защита осаждённого врагами Ленинграда. Несмотря на голод, холод, беспрерывные бомбежки и артобстрелы ленинградцы продолжали самоотверженно трудиться над выполнением фронтовых заказов.

Немало потерь принесла 900-дневная блокада и ЦНИИЛХ. Местом эвакуации Института был назначен г. Великий Устюг (Вологодская область). Однако выехать туда ученые смогли лишь в феврале 1942 года по Дороге жизни через Ладожское озеро. По рассказам очевидцев, все отъезжающие были сильно истощены от голода. Многим на Большой земле пришлось проходить длительное восстановительное лечение.

В Великом Устюге работала научная группа в 15–20 человек, в том числе и директор института Ф.И. Терехов. Остальные сотрудники: А.В. Давыдов, Н.Е. Декатов, Д.А. Комиссаров, Г.А. Мокеев, А.М. Солоухин, Н.И. Баранов, А.Е. Колосова и другие были назначены в качестве руководящих и инженерно-технических работников в лесхозы и леспромхозы Урала и Приуралья.

А в Ленинграде с февраля 1942 г. была оставлена так называемая оперативная группа ЦНИИЛХ из трех человек: начальник сектора организации, планирования и экономики лесного хозяйства И.Я. Гурвич (руководитель группы), зав. библиотекой Л.А. Сукачева и рабочий на питомнике Л.М. Дашкевич. Перед ними стояла задача сохранить здание и имущество Института. И они с честью справились с ней, проявляя порой поистине героические усилия.

В полной мере были сохранены все рукописи, документы, научная литература и даже полевые исследовательские материалы, что явилось неоценимой заслугой, в первую очередь, Людмилы Александровны Сукачевой. Она стоически перенесла все 900 дней блокады, часто жила и ночевала в библиотеке вместе со своей дочерью Татьяной, но ни одной книги не дала пустить в топку. Тем самым сохранила весь научный материал, накопленный учеными в предвоенные годы, что позволило институту быстро восстановить свою работу после эвакуации.

Голод, лютый холод не сломили волю этих людей, а вера в скорую победу придавала силы. По воспоминаниям ветерана института, старшего научного сотрудника М.П. Елпатьевского, выжить оставшимся в блокадном Ленинграде ученым помог небольшой запас семян ели и сосны – образцов, присланных ранее из лесхозов для анализа их посевных качеств. Правда, их хватило совсем ненадолго.

Из эвакуации ЦНИИЛХ вернулся в марте 1945 года. Заботы по восстановлению институтского хозяйства легли на плечи сотрудников с подорванным во время блокады здоровьем и фронтовиков, которые возвращались после демобилизации часто с тяжелыми ранениями, инвалидами. Всего в ЦНИИЛХ после войны на разных участках трудились около 40 участников Великой Отечественной войны. Немало сотрудников Института относятся к категории «дети войны». Пережившие блокаду Ленинграда, ужас оккупации, перенесшие все тяготы того страшного времени, они внесли большой вклад в развитие лесной науки: Е.С. Арцыбашев, В.К. Константинов, П.А. Логашин, Л.А. Логашина, Н.Н. Пелевина, В.И. Полякова, В.Д. Ткаченко, И.В. Шутов.

Практически по всем направлениям лесного хозяйства ученые института дали производству свои рекомендации. Передавая молодежи свои знания и богатый практический опыт, а также свои опытные объекты для продолжения научных наблюдений, они тем самым осуществляли в лесной науке преемственность поколений, на долю одного из которых выпала непомерно сложная и героическая задача – защитить Родину от врага.

Не померкнут в веках слава и доблесть воинов-победителей и людей трудового фронта. В год 75-летия Великой Победы мы вновь вспоминаем их имена и отдаем дань благодарности и уважения за их подвиг.

По материалам ФБУ «СПбНИИЛХ»