30 апреля 2020
19:22
Сплав леса по замерзшей реке сотрудники треста «Томлес» обеспечили в круглосуточном режиме
Сплав леса по замерзшей реке сотрудники треста «Томлес» обеспечили в круглосуточном режиме

С началом Великой Отечественной войны все отрасли народного хозяйства были переведены на рельсы фронтовых нужд. В этот период к лесному хозяйству предъявлялись значительные требования по количеству и качеству заготавливаемой древесины. Она доставлялась до пунктов назначения различными способами, одним из самых дешевых видов транспортировки оставался сплав по водным артериям.

Помимо поставки на местные предприятия, которые выпускали необходимые для нужд фронта товары, томский лес был необходим для бесперебойной работы металлургических заводов других областей. Например, Кузнецкий металлургический комбинат (расположенный в г. Новокузнецке Кемеровской области) с первых дней войны перевели на производство специфических видов стали, которые использовались в изготовлении танков Т-34, в батальонных 82-мм миномётах, в артиллерийских гильзах и в др. В своих мемуарах ветеран лесной отрасли А. И. Цехановский вспоминает: «…Все в жизни взаимосвязано, но порой так, что связи сразу не увидишь. Судите сами: фронту нужен металл. Это понятно: танки, орудия, снаряды. Для выплавки металла нужен каменный уголь. А для добычи угля – крепежный лес в шахты, так называемая рудничная стойка. Этот крайне необходимый лесоматериал мы заготавливали и бесперебойно отгружали шахтерам Кузбасса».

В первом квартале 1944 г. поставка крепежного леса в Кузбасс могла остановиться, т.к. на томском лесоперевалочном комбинате такой лес закончился, а новый мог поступить только с открытием сплавной навигации – в мае и июне. Под угрозой была работа комбината. Для решения этой проблемы правительство обязало трест «Томлес» срочно обеспечить поставку крепежного леса с Тимирязевского леспромхоза через окованную льдом реку Томь лесокомбинату с последующей отправкой по железной дороге в Кузбасс.

Томская сплавная контора и трест «Томлес» в феврале-марте 1944 г. организовали сплав крепежного леса по прорубленному на замерзшей реке пятикилометровом водному лотку около 2 м в ширину со склада леспромхоза, расположенного на левом берегу Томи, до лесокомбината на правом берегу.

Сплав был сильно осложнен 35-40-градусными морозами и сильными ветрами. Для успешного решения задачи круглосуточно работали на данном участке более 100 человек, в две смены. Также были привлечены работники томских леспромхозов, промышленных предприятий и студенты. Почти все трудящиеся на сплаве были женщины и подростки. А. И. Цехановский в своих воспоминаниях так описывает этот рабочий момент: «…Подвозили к реке крепежный лес, сталкивали в воду. Люди шли вдоль лотка с баграми и подталкивали бревна по течению. Лоток вел на ту сторону реки. Зима стояла суровая, морозы бывали жуткие – лоток, конечно, перемерзал. Тогда… рубили лед. И снова действовал наш зимний сплав. Такая вот была форма доставки леса. А там, на железнодорожные платформы – и в Кузбасс».

Задание Правительства было выполнено - «Томлес» в трудных зимних условиях обеспечил поставку крепежного леса Кузбассу в объеме 50 тысяч кубических метров.

Также в военные годы по заданию Наркомата обороны трестом «Томлес» впервые был проведен сплав леса по реке Оби на большегрузных плотах-матах до Салехарда на расстояние 2237 км. Это ответственное задание было выполнено Усть-Чулымской сплавконторой. Она сформировала и успешно доставила в Салехард плот строевого леса вместе с пиломатериалами в объеме 25,7 тыс. кубометров.

Нарымская сплавконтора в 1944–1945 гг. с рейда Усть-Чая доставила в Салехард два плота строевого леса по 13 тыс. кубометров.

Плоты-маты в таких объемах в Томской области формировались впервые. Каждый плот-мат сопровождала команда 15-20 человек квалифицированных сплавщиков-плотогонов, а проводка плотов до Салехарда подстраховывалась пароходами-буксировщиками.

До 1941 г. в Томской области функционировал водный транспорт и с его помощью лесозаготовительные предприятия-леспромхозы выполняли сплавные работы. Однако объем работ осуществлялся только согласно плану поставок народному хозяйству СССР. Низкая техническая вооруженность предприятий усложняла уровень организации сплава леса на всех этапах работ. Основными магистральными и молевыми путями являлись притоки Оби. Когда основная часть рабочих ушла на фронт, производство сплава стало резко сокращаться. Кроме того, в период военного времени ощущалась и недостача тросов, моторного флота, топливных и смазочных материалов. В интересах производства сплавные конторы вынуждены были заниматься восполнением средств из местных, возможных ресурсов.

По данным Ф. Г. Анисимова и П. Я. Федорова в 1944 г. планом было утверждено изготовить древесные канаты. В Томской области эти канаты изготавливали из витого березового, черемухового и ивового прута.

В те годы была разнарядка по сбору такого прута и изготовление из него каната. Собирали ребята ивовые ветки, вымачивали и потом их вязали. Во время работы руки грубели, появлялись трещины. За годы войны была связана не одна сотня километров ивового древесного каната.

Литература:

Анисимов Ф. Г., Федоров П. Я. Сплав древесины в Томской области. Краткий обзор // Развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности и лесного хозяйства в Томской области. Краткий обзор. Томск, 1982. С. 54–80.

Цехановский А. И. И лес – оружие победы // «Лес – дело моей жизни…» Мемориальный сборник. Томск: Томский музей леса, 2008. С. 8–13.

Материал подготовлен Филиалом ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ Томской области» при поддержке директора Томского музея леса И. В. Пиникинштейн