8 мая 2020
9:58
Форсирование Немана и взятие Кёнигсберга: помогла оборонная продукция Вышневолоцкого МДОК
Форсирование Немана и взятие Кёнигсберга: помогла оборонная продукция Вышневолоцкого МДОК

ОАО «Вышневолоцкий мебельно-деревообрабатывающий комбинат» — одно из крупнейших и старейших деревоперерабатывающих предприятий Тверской области. Основано в 1875 году вышневолоцким купцом Никифором Федоровым.

В годы Великой Отечественной войны в режиме частичной эвакуации завод выпускал ящики для снарядов и мин, понтоны и полупонтоны для преодоления водных преград.

На 28 июня 1941 года работали цеха: механический цех, лесопильный цех, деревообрабатывающий, сушилка, пилобиржа, биржа сырья, погрузка, конный обоз, строительный.

На основании приказа «Обллестопа» № 110 от 4 декабря 1941 года, заводу был дан план по срочному изготовлению лыж. На их изготовление было отпущено 600 кубометров выборочного леса, установлен добавочный фрезерный станок, изготовлен большой чан для пропаривания лыж, изготовлялась железная арматура, оборудованы сушильные камеры.

Мастером участка по изготовлению лыж была назначена жена военпреда – технолог Виктория Казимировна Ляшенко. Уже в конце декабря 1941 года на завод приезжал Николай Афанасьев, автор книги «Фронт без тыла», за лыжами для второй Ленинградской партизанской бригады.

План декабря по лыжам был выполнен на 103,3 %.

По приказу Генштаба лесозаводу было дано срочное задание построить необходимые для армии переправочные средства – деревянные понтонные мосты. Для организации их производства на предприятие направили новых специалистов. Сложной задачей по выполнению плана были понтоны. Их производство усугублялось громоздкостью. Детали обрабатывались в деревообрабатывающем цехе, а для сборки в нем не было таких площадей. Было решено собирать их на улице.

В суровую морозную зиму, при ежедневной бомбёжке фашисткой авиацией Вышнего Волочка и завода, все работали напряжённо, без горячей пищи, днём и ночью. Задание было выполнено в срок. Построенные руками рабочих лесозавода понтонные мосты направлялись в действующую армию на автомашинах через сотни огненных километров. Они сослужили хорошую службу у границы Восточной Пруссии, способствовали форсированию реки Неман при штурме города Тильзит, применялись и при взятии Кёнигсберга.

Источники информации:

1. Анна Соловьева «История и современность «Вышневолоцкого ордена «Знак Почета» МДОКа»;

2. Г.Г.Монахова «Вышневолоцкий край в годы войны 1941-1945»

По материалам Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу