9 мая 2020
12:10
Все для фронта, все для победы: о работе лесхозов Воронежской области в военное время
Все для фронта, все для победы: о работе  лесхозов Воронежской области в военное время

Годы Великой Отечественной войны стали огромным испытанием для лесной отрасли. Серьезность и ответственность переживаемого времени для всех была очевидна, и в этот исключительный момент работниками лесного хозяйства Воронежской области были приняты все меры, чтобы перестроить работу на военный лад в целях укрепления обороноспособности нашей Родины.

Коллектив Воронежского лесхоза старательно трудился над выполнением планов производства товаров, необходимых для военных нужд. К их числу относились: кора бересклета бородавчатого (для изготовления резины), уголь древесный, спецсортименты и др. Осуществлялась заготовка дров и деловой древесины. Выполнялись и спецзадания, такие как, например, заготовка и вывозка рудничной стойки для Донбасса (приказ № 22 по Воронежскому лесхозу от 24.04.1944 г.)

Кроме того, в годы войны лесхоз продолжал выполнять и свои прямые функции: охрану и защиту лесов, лесохозяйственные и лесокультурные работы.

Трудностью для Воронежского лесхоза стала и постоянная смена кадров вследствие призыва их в ряды Красной Армии. На фронт ушли: директор Воронежского лесхоза Давыдов С.Е., помощник лесничего Березовского лесничества Дуров С.М., техник Углянского лесничества Тимофеев А.В., главный бухгалтер лесхоза Ряскин С.С., бухгалтер Анохин А.А., завхоз Бокарев В.Т. и др.

После освобождения в декабре 1942 года более 200 населенных пунктов Воронежской области в ходе известной операции «Малый Сатурн» на Среднем Дону, возобновил свою деятельность Новокалитвенский лесхоз, в наши дни – Донское лесничество

К обязанностям директора лесхоза приступил И.В. Жаворонков, возвратившийся по ранению из РККА. Печальную картину представляло хозяйство лесхоза: отсутствие кадров, пустая касса, разрушенные конторы и производственные помещения, нет тягловой силы – волов и лошадей. Питомники заросли сорняками. В лесничествах отсутствовал сельскохозяйственный инвентарь.

К радости всех в питомнике Гороховского лесничества среди бурьяна зеленели метелочки сеянцев сосны весеннего посева 1942 года.

Среди множества дел в лесхозе были определены главные – восстановить штат в лесничествах и приступить к охране леса. Первоначально лесничие провели ревизию состояния лесов. Приказом директора лесхоза была создана комиссия по определению ущерба лесхоза за период оккупации и боевых действий в прифронтовой полосе. Общий ущерб лесхоза, причиненный фашистскими захватчиками, выражался в сумме 3 млн. 162,4 тыс. руб.

В январе 1943 г. во всех лесничествах были восстановлены объезды и обходы, назначены объездчики и лесники. Лесничий Верхнемамонского лесничества К.Л. Алтухов приказом от 31 декабря 1942 года обязал всю лесную охрану возвратиться из мест отселения и приступить к своим обязанностям. Тем же приказом он обязывал лесников взять на учет всю древесину, оставшуюся от заготовки воинскими частями, и оберечь ее от хищения.

В феврале 1943 г. в лесничествах проведен набор штатных рабочих. Проблема кадров являлась одной из самых сложных. Трудоспособные мужчины были на фронте, в колхозах на счету была каждая женщина-работница. К тому же в условиях военного времени переход с одного места работы на другое по своему желанию был запрещен. Колхозники могли уйти из колхоза только по решению правления колхоза, имея на руках справку вместо паспорта. И все же с помощью сельских советов колхозы им. Ленина, им. Сталина, «Заветы Ильича», «Вперед к коммунизму» отпускали женщин на работу в лесничества. В основном это были молодые женщины 1924-1927 гг. рождения.

В феврале 1943 г. директор лесхоза И.В. Жаворонков был приглашен в управление лесной охраны и лесных насаждений, которое находилось в то время в г. Бутурлиновка. Полученный им план-задание был непростым. Приказывалось немедленно приступить к лесоразработке с целью обеспечения нужд Верхнемамонского и Новокалитвянского районов строительным материалом для восстановления разрушенного в период военных действий общественного хозяйства и жилья для населения, подготовиться к весенним лесокультурным работам, позаботиться о семенах лесных культур, восстановить тягловую силу и инвентарь. Но главное – спецзадание оборонного значения – заготовка коры корня бересклета, изготовление саней, санного полоза, деревянных лопат, инвентаря для конной упряжи.

Документы военного времени категоричны и скупы на статистику, это ограничивает возможности освещения объемов и результатов труда рабочих лесхоза в то время. Вместе с тем в них четко прослеживаются основные направления деятельности лесхоза и напряженного труда рабочих во всех лесничествах. Весной 1943 года в лесничествах приступили к созданию подсобного хозяйства. Во временное пользование (до 1946 г.) колхозы выделили лесничествам земельные участки для посева сельскохозяйственных культур. В личное пользование были нарезаны огороды – рабочим и служащим по 0,15 га, лесной охране – по 0,25 га. Тогда же приобретался рабочий скот.

Пожалуй, самой трудоемкой работой стала рубка леса. Она началась с зимы 1943 г. Потребность в деловой древесине и дровах была велика. Здесь также в основном трудились женщины, иногда привлекались рабочие из числа колхозников. Работа осложнялась проблемой отвода лесосек. С этой целью использовался многолетний опыт работы в лесном хозяйстве К.Л. Алтухова. Работы велись вручную, пилой и топором. До лесорубов доводились еженедельные задания. На трелевке древесины использовалась конная тягловая сила.

Весна 1943 г. наступила рано. Уже в начале марта появилась угроза затопления срубленного леса в пойме Дона весенним паводком. Трелевку леса в безопасное место произвести не успели – не хватило силы. За помощью обратились в сельские советы, колхозы. Были привлечены лесники, аппарат управления. В конечном итоге невывезенную древесину было решено сложить в бунты и привязать к стоящим деревьям и пням. Срубленный лес был спасен.

Для заготовки дров привлекались заказчики. Так, 3 октября 1943 года был организован воскресник, в котором приняли участие 70 учащихся Верхнемемонской школы.

30 ноября 1944 г. ГКО принял директиву №7028 о мобилизации рабочих на лесозаготовки. В Новокалитвянский лесхоз было мобилизовано 46 человек из числа колхозников. Каждому мобилизованному рабочему за выполнение месячного задания вручалось вознаграждение: 5 м ситца, 1 кусок хозяйственного мыла, 100 г табака, 3 коробки спичек, 500 г леденцов (для некурящих), 0,5 л водки. За выполнение сезонного задания дополнительно полагалось 10 м ткани.

В первом квартале 1945 г. задание ГКО было выполнено. Всего по лесхозу заготовлено 13 тыс. куб.м, в том числе деловой 2470 куб.м.

Следует отметить, что при отводе лесосек вся площадь проверялась миноискателями. Лесная охрана была вооружена. Война оставила свои следы на деревьях. Не один топор и пила встретились с осколками мин и снарядов. На лесоразработке была введена должность точильщика инструментов. Даже в настоящее время зуб пилорамы нет-нет да и выхватит из бревна осколки снаряда.

Но, несмотря на всю тяжесть тех военных лет, работники лесхозов, преодолевая все трудности, выполняли и перевыполняли задания в установленные сроки, тем самым вносили свой вклад в борьбу с германским фашизмом.

По материалам книги Д.Ф.Шеншина «Страна зеленых великанов»

По материалам Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу