30 июня 2020
9:00
Семнадцатилетний красноармеец
Семнадцатилетний красноармеец

Когда Константина Степановича Турнова призвали на фронт, ему едва исполнилось 17 лет. Служить ему пришлось в 125 стрелковой Красносельской Краснознаменной дивизии I Украинского фронта. В боях за освобождение Родины он дошел до границы между Польшей и Германией, где в небольшом селении Гросс-Шимендорф отличился в ожесточенной схватке с фашистами. После Великой Победы вернулся домой, где много лет проработал лесником в Курганской области.

«Дед, ты немцев видел?»

Константин Степанович не любил вспомнить о своих фронтовых годах. Только когда внуки приставали с расспросами: «Деда, ты немцев видел?» — «Да, — с горечью признавал он, — конечно видел, я же воевал с ними». После этих слов начинал он свой скупой рассказ о том лихолетье. Обрывки этого повествования хранит его внучка Ирина Бакирова, ныне юрисконсульт Тюменского филиала ФГБУ «Рослесинфорг».

«Враг изначально был сильнее вооружен и оснащен, но он не мог победить, потому как советские солдаты его не боялись. У них были иные моральные ценности, чем у гитлеровцев. Помог, естественно, патриотизм, который был в крови. Дед всегда говорил, что одолели врага прежде всего, конечно, силой духа и любовью к родине», — вспоминает Ирина Бакирова.

Большинство воинов его дивизии были малоразговорчивые, добродушные, искренние, трудолюбивые и выносливые люди разных возрастов. Они рьяно боролись с фашистами с самого начала Великой Отечественной войны. И когда уже освободили свою страну, то не остудили благородную ярость добить ненавистных захватчиков до победного конца.

Бои в Польше шли не менее ожесточенно, чем на родной земле. Немцы ощущали приближение неминуемой гибели их рейха и в последней агонии дрались за каждый укрепленный пункт. Но отступать им все же приходилось, в спешке оставляя свои припасы. И какой же было нечаянной радостью красноармейцев родной дивизии Константина Турнова, когда они в одном из брошенных немцами мест обнаружили винный погреб. Это был настоящий подарок после тяжелого боя, который однополчане с удовольствием разделили между собой.

Один семерых повалил!

Ведя бои с противником в глубине его обороны, подразделения дивизии действовали самоотверженно, пренебрегая опасностью прорывались вперед мелкими группами. В одном из них Константин Турнов проявил себя настоящим героем. В небольшом селении Гросс-Шимендорф, которая располагалась на границе между Польшей и Германией 21 января 1945 года он один из первых ворвался в пункт врага и в рукопашной схватке уничтожил семь немецких солдат. Чуть позже его рота очистила населенный пункт от противника и прочно закрепилась на захваченном плацдарме.

За этот подвиг его наградили медалью «За отвагу». Но он даже родным рассказывал о том дне лишь штрихами, без особых подробностей. На документе о награждении К.С. Турнова среди прочих отличившихся бойцов до сих пор видна строфа «Секретно». Лишь десятилетия спустя Минобороны России рассекретило многие материалы, которые свидетельствовали о героических, но малоизвестных поступках наших воинов с 1941 по 1945 годы. Константин Турнов был удостоен также ордена Отечественной войны 2 степени и большим рядом юбилейных медалей.

В том памятном бою Константин Турнов получил серьезное ранение в грудь, но не смертельно. Его направили в госпиталь, там он и узнал о капитуляции гитлеровской Германии. После Великой Победы он вернулся домой, где работал лесником в Шатровском лесничестве Курганской области. У него был свой участок, который он заботливо охранял от огня, восстанавливал молодой порослью делянки, где прошла заготовка древесины. На месте его обхода сейчас шумят сосновые боры, заботливо посаженные его крепкой рукой. Они — живой памятник о ветеране: стрельцу-красноармейцу на войне, леснику – охраннику и создателю лесных богатств в мирное время.

Самый главный праздник в жизни

В июле 1945 года 125-я Красносельская Краснознаменная ордена Кутузова стрелковая дивизия, принявшая на себя первый удар фашистов на литовской земле, у Таураге, участвовавшая в прорыве блокады Ленинграда, прошедшая с боями до Праги, была расформирована. Ее боевое знамя, украшенное двумя боевыми орденами, хранится в Москве, в Музее Вооруженных Сил РФ. Бывшие воины этой дивизии живя в различных уголках страны и, празднуя День Победы, часто собирались вместе, чтобы вспомнить боевых друзей, пройденные военные дороги.

Каждый год 9 мая и Константин Степанович Турнов отправлялся в село Успенка Тюменской области, где установлен обелиск, на котором отображены имена всех его земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Там проходила встреча ветерана с другими фронтовиками, ряды которых с каждым годом, к сожалению, сильно редели. «Для него это был самый главный праздник в жизни, — вспоминает внучка Ирина Бакирова, — главнее чем Новый год и собственный день рождения».

Первый Украинский фронт, в состав которого входила 125 стрелковая Красносельская Краснознаменная дивизия, где служил Константин Турнов, принимал участие в памятном параде победителей 24 июня 1945 года. Представители сводных полков привозили с собой в Москву трофейные штандарты, знамена поверженных вражеских частей и соединений. Все они были брошены ровно 75 лет назад у стен Кремля, чтобы навсегда покончить с коричневой чумой на планете.

По материалам ФГБУ «Рослесинфорг»