8 сентября 2020
10:32
Ермишинские лесники Рязанской области помогали фронту заготовкой дров
Ермишинские лесники Рязанской области помогали фронту заготовкой дров

22 июля 1941 года наша страна поднялась на священную борьбу против фашистских захватчиков. Глубокая вера в правоту и справедливость своего дела рождала в людях могучие патриотические чувства, готовность пойти на любые жертвы ради Победы. Рязанцы не стали исключением. Более 300 тысяч наших земляков ушли на фронт, чтобы в жестокой схватке спасти Отечество.

Военные годы с 1941 по 1945 стали важнейшим испытанием для нашей Родины. В Великую Отечественную войну с фашистами сражались не только на передовой, но и в тылу, где миллионы людей заготавливали древесину для нужд советской промышленности и фронта.

10 июля 1941 года газета «Правда» в статье «Перестроить всю работу на военный лад!» писала: «Промышленность - техническая и материальная база фронта. У нас не может быть теперь «мирных предприятий». Каждый завод, каждая фабрика должны работать для удовлетворения военных потребностей».

Госзаготовки древесины для фронта были главной и решающей формой помощи Ермишинских лесников из поселка Игошино Рязанской области фронту.

Работать приходилось в основном на лошадях и на быках. В годы войны была гужповинность, т.е. колхозники трелевали и вывозили древесину на лошадях.

Древесина являлась основным стратегическим ресурсом при строительстве оборонительных сооружений, переправ, блиндажей, землянок. Кроме того, она использовалась для отопления, сооружения теплушек, изготовления кузовов, автомобильных прицепов, тары (для боеприпасов, бомб, противогазов, пищевых продуктов), лыж для перемещения и перевозки боевых орудий, при восстановлении разрушенных зданий и предприятий. Из хвойных пород деревьев было налажено производство целлюлозы, которая, в свою очередь, являлась неотъемлемой частью некоторых взрывчатых веществ, используемых в борьбе с фашистским захватчиком. В промышленном процессе производства парашюта применялся, помимо традиционного шелка, шелк, получаемый из еловой древесины. Также в годы Великой отечественной войны из древесины получали чугун.

Стране нужно было много леса, и в Игошено пришли 16 газогенераторных автомашин, которые работали на древесных чурках. Однако подавляющая часть трудоспособного мужского населения была мобилизована в ряды вооруженных сил.

Встал вопрос, кто будет работать на сложных агрегатах и выполнять эту нелегкую работу. Выход из трудного положения все же был найден: создана женская шоферская бригада из комсомолок, только что окончивших десятый класс средней школы под руководством инструктора-самоучки, на тот момент не окончившего шоферские курсы.

Работать было крайне трудно, ведь девушкам самим приходилось исправлять поломки, грузить и разгружать машины, ходить на лесоразработки, трелевку. Они быстро овладели профессией шофера и водили машины по лесным дорогам не хуже мужчин, показывая образцы самоотверженного труда. Благодаря этому план лесозаготовки выполнялся досрочно.

Часть леса складировалась на берегу реки Ока в трех штабелях, другая часть разгружалась в лугах. Вязались плоты и в полую воду, и лес на них сплавляли в другие города для оборонных нужд страны. Плоты отправляли уроженцы рабочего поселка Кадом Рязанской области. Процесс вязки плотов происходил так: делали раму и вязали распаренным березняком (вицей). Через планку забивались клинья, чтобы лес держался, и плот перевязывался металлическим тросом и причаливался к пароходу. Пароход переправлял плоты по реке фарватером до места назначения под присмотром дежурных, которые находились на плотах. Так сплавляли лес весной, а в летнее время его складировали на берегу Оки и отгружали в баржи вручную.

Беззаветный труд работников тыла отмечался медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Настоящими героями труда показали себя рязанские лесники. Мы помним. Мы гордимся.

По материалам Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу