31 декабря 2015
Информация об итогах работы Рослесхоза с обращениями граждан, рассмотренными в IV квартале 2015

Все обращения, заявления, предложения и жалобы граждан рассматриваются руководством Рослесхоза.

I. Одна группа вопросов, интересующих граждан в IV квартале 2015 года, касалась вопроса предоставления лесного участка в аренду для ведения сельского хозяйства (пчеловодства).

Согласно статье 38 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — Лесной кодекс) граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства (в том числе пчеловодства) на основании договоров аренды лесных участков либо на основании договоров безвозмездного пользования в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации.

Порядок предоставления лесных участков в аренду гражданам и юридическим лицам регулируется статьей 71 Лесного кодекса.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 72 Лесного кодекса в аренду могут быть предоставлены только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (за исключением случаев предоставления лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых).

В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса договор аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Статья 72 Лесного кодекса устанавливает, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет.

Организация и порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируются статьями 78 — 80 Лесного кодекса. Указанные статьи подробно описывают процедуру проведения аукциона и устанавливают перечень документов, необходимых для участия в аукционе, в том числе для граждан.

В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), если иное не предусмотрено Лесным кодексом.

В силу статьи 39.10 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на срок не более пяти лет.

Порядок предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 39.14 Земельного кодекса. При этом выполнение кадастровых работ в случае предоставления лесного (земельного) участка в безвозмездное пользование в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса обеспечивается заявителем. Одним из этапов предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование является принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса.

Безвозмездное пользование лесными участками осуществляется лицами на основании договоров при условии соблюдения норм лесного законодательства.

Приказом Рослесхоза от 5 декабря 2011 года № 509 утверждены Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства, согласно которым использование лесов для ведения сельского хозяйства может ограничиваться в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 27 Лесного кодекса.

При этом статьей 24 Лесного кодекса установлено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.

Согласно статье 13 Лесного кодекса при использовании лесов допускается создание лесной инфраструктуры. Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 года № 1283-р. Возможность размещения конкретных объектов определяется при прохождении государственной или муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (с учетом указанного Перечня) в соответствии со статьями 88 — 89 Лесного кодекса.

В силу статьи 83 Лесного кодекса полномочия по предоставлению в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

II. Другая группа  вопросов граждан была посвящена вопросу вырубке елей для новогодних праздников.

Согласно части 4.1 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами осуществляется в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков. В таких случаях заготовка елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников в первую очередь производится на специальных плантациях, лесных участках, подлежащих расчистке (квартальные просеки, минерализированные полосы, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог и другие площади, где не требуется сохранение подроста и насаждений).

Кроме того, допускается заготовка елей и (или) деревьев других хвойных  пород для новогодних праздников из вершинной части срубленных деревьев. В данном случае граждане, юридические лица, желающие осуществить заготовку елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников, напрямую обращаются к арендаторам лесных участков, использующим лесные участки для заготовки древесины, и исполнителям государственного заказа на выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Из изложенного следует, что ущерб, наносимый природе от заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников, при соблюдении требований лесного законодательства минимален.

Отдельно обращаем внимание, что незаконная (самовольная) заготовка елей и деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами без разрешительных документов образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

III. Третья группа   вопросов была посвящена проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на территории городских лесов.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — Лесной кодекс) мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьей 81-84 Лесного кодекса, или лицами, использующими леса в соответствии с Лесным кодексом.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса.

Согласно части 4 статьи 19 Лесного кодекса в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 этой статьи, или на лиц, использующих леса, то органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством.

Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесным кодексом.

В соответствии с пунктами 30 и 31 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414, при выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования, для чего по результатам лесопатологического обследования осуществляется корректировка лесохозяйственного регламента лесничества или лесопарка и проекта освоения лесов.

Таким образом, санитарно-оздоровительные мероприятия на лесном участке проводятся на основании лесохозяйственного регламента за счет средств собственника земель по государственному заданию или государственному контракту, либо за счет средств лиц, использующих леса, на основании проекта освоения лесов.

IV. Кроме того, граждане обращались в Федеральное агентство лесного хозяйства а разъяснениями по различным вопросам, связанным с ведением лесного хозяйства, в том числе с  расчетом арендной платы за использование лесов, переводом земель лесного фонда в земли населенных пунктов и другим вопросам, на которые были даны квалифицированные ответы.

Федеральное агентство лесного хозяйства в своих ответах выражало благодарность заявителям за обеспокоенность и участие в решении проблем, связанных с сохранением лесных богатств нашей страны.