ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЛЕСНОЙ ОХРАНЫ
8 800 100 94 00
АГЕНТСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОКУМЕНТЫ ОТКРЫТОЕ АГЕНТСТВО ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ПРЕСС-ЦЕНТР
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
РУСEN
ИТОГИ РАБОТЫ РОСЛЕСХОЗА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
30 Сентября 2015

Информация об итогах работы Рослесхоза с обращениями граждан, рассмотренными в III квартале 2015

Все обращения, заявления, предложения и жалобы граждан рассматриваются руководством Рослесхоза.

I. Одна группа вопросов, интересующих граждан в III квартале 2015 года, касалась предоставления лесных участков в аренду для осуществления рекреационной деятельности.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса.

Положением статьи 3 Лесного кодекса установлено, что лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), если иное не установлено Лесным кодексом и другими федеральными законами.

Нормой подпункта 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.

Для имущественных отношений в силу статьи 3 Земельного кодекса и статьи 3 Лесного кодекса сохраняется приоритет за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов. Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса порядок использования земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством. Таким образом, в соответствии со статьей 3 Земельного кодекса к отношениям по использованию лесов применяется лесное законодательство.

В соответствии с положением статьи 9 Лесного кодекса лесные участки могут быть предоставлены только на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды, праве безвозмездного пользования лесными участками.

Нормами части 1 и 2 статьи 72 Лесного кодекса установлено, что в аренду могут быть предоставлены только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет, для одной или нескольких целей использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса.

Также следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 4.1 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» при предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственный  кадастровый учет, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса.

В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 69 Лесного кодекса и Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года № 516, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.

Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти  в пределах их полномочий по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков, их местоположение, границы и площадь.

В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках, в том числе и о лесных участках. Приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 определен перечень документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение. Кроме того, постановка земельных участков на государственный кадастровый учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).

В силу статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. При этом законодательством Российской Федерации не установлена обязанность собственника земельных участков или органов государственной власти по постановке объекта недвижимости (земельного участка) на государственный кадастровый учет.

Вместе с тем согласно статье 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со статьей 93 Лесного кодекса право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года
№ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 года № 319 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка».

II. Другая группа вопросов граждан была посвящена охране и защите лесов от лесных пожаров.

Возникновению лесных пожаров и распространению их на значительной площади способствовали  не только аномально жаркая сухая и ветреная погода, но и несоблюдение гражданами требований правил пожарной безопасности в лесах, особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, несвоевременность реагирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, отвечающих за обеспечение пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах.

Кроме того, в последние годы повысилась достоверность информации о лесных пожарах, представляемой субъектами Российской Федерации, в результате сведений о площадях, пройденных лесными пожарами, стало больше.

По состоянию на 14.09.2015 с начала пожароопасного сезона в лесах Российской Федерации возникло 11,3 тыс. лесных пожаров. Огнем пройдено 2,3 млн га площади лесных земель. По сравнению с аналогичным периодом 2014 года число случаев лесных пожаров и пройденная ими площадь снизилась в 1,4 раза.

В текущем году наиболее сложная лесопожарная обстановка отмечалась в Забайкальском крае, республиках Бурятия, Тыва, Иркутской и Амурской областях, на которые приходится  47,4 % и 93,9% количества лесных пожаров и пройденной огнем площади от данных показателей  по Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 раздела I протокола заседания Правительства Российской Федерации от 13.08.2015 № 29 МЧС России, Минобороны России, Минприроды России, Рослесхозу  поручено совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникли очаги природных пожаров, безотлагательно принять необходимые меры по их ликвидации, обеспечив привлечение к этой работе необходимых сил и средств независимо от их ведомственной принадлежности. Для принятия указанных мер в Республику Бурятия и Иркутскую область были командированы ответственные сотрудники центрального аппарата Рослесхоза, представители Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу и ФБУ «Авиалесоохрана».

На заседаниях рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера  принимались в оперативном порядке решения по обеспечению дополнительных мер по тушению лесных пожаров в Сибирском федеральном округе.

В настоящее время в результате принятых мер лесопожарная ситуация в Сибирском федеральном округе стабилизирована.

В соответствии с порядком, определенным Правилами осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 года № 687 (далее – Правила), Рослесхоз осуществляет контроль за достоверностью сведений о лесных пожарах.

С начала пожароопасного сезона расхождение сведений по площади, пройденной огнем, Информационной системы дистанционного мониторинга (ИСДМ-Рослесхоз) и оперативных данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на 14.09.2015 составило 319,8 тыс. га с учетом внесенных корректировок.

На основании пункта 9 Правил в целях устранения выявленных расхождений Рослесхозом направлены соответствующие обращения главам субъектов Российской Федерации (Иркутская область, Республика Тыва, Смоленская область, Омская область, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Амурская область, Кемеровская область, Магаданская область, Новосибирская область, Томская область, Хабаровский край, Еврейская автономная область, Тюменская область, Курганская область, Челябинская область, Алтайский край, Псковская область, Саратовская область, Пермский край, Приморский и Забайкальский края).

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Правил на территории Забайкальского края произведена выездная проверка, по результатам которой установлено, что из 6 лесных пожаров, проверенных путем инструментального замера, в 4 случаях (66 %) данные о лесных пожарах занижены в среднем в 2 раза.

В результате осуществления Рослесхозом контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах субъектами Российской Федерации произведено 687 корректировок данных, при этом площадь, пройденная огнем, скорректирована на 241,3 тыс. га.

В настоящее время вопросы, связанные с выжиганием сухой травянистой растительности на земельных участках, регулируются Правилами  противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012  № 390 «О противопожарном режиме» (далее – Правила противопожарного режима), и Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными  постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (далее – Правила пожарной безопасности в лесах). 

В соответствии с пунктом 72(1) Правил противопожарного режима выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах) может производиться  в безветренную погоду при условии соблюдения требований, предусмотренных  подпунктами «а» – «г» указанного пункта, что свидетельствует о запрете их проведения при иных погодных условиях.

Пунктом 218 Правил противопожарного режима сжигание стерни, пожнивных остатков и разведение костров на полях запрещено.

Пунктом 12 Правил пожарной безопасности в лесах запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.

Административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение указанных правил  предусмотрена статьями 8.32 и 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В 2015 году в результате массовых поджогов сухой травы гражданами на земельных участках, из-за несоблюдения Правил противопожарного режима и Правил пожарной безопасности в лесах пострадали и погибли люди, сгорели населенные пункты в Республике Хакасия и Забайкальском крае.

В целях недопущения в дальнейшем катастрофических последствий,  вызванных выжиганием сухой травянистой растительности,  МЧС России в рамках исполнения пункта 13 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № АХ-П9-2764 разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее – проект постановления).

Изменения, вносимые проектом постановления в пункт 218 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», предусматривают запрещение сжигания сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса.

Внесенный МЧС России на рассмотрение в Правительство Российской Федерации проект постановления доработан Аппаратом Правительства Российской Федерации и направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 04.12.2006 
№ 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» с 2008 года лесхозы были преобразованы в соответствии с гражданским законодательством в лесничества с функцией управления и в структуры, осуществляющие хозяйственные функции.

В результате указанных структурных преобразований штат лесничих остался практически без изменений. Однако отсутствие в лесном законодательстве деления территории лесничеств на обходы  привело к сокращению численности лесников, которые являлись низовым звеном штата лесной охраны, и, соответственно, к снижению уровня охраны лесов.

За последние годы в Лесной кодекс Российской Федерации внесены изменения, направленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований лесного законодательства и законодательства о пожарной безопасности.

В настоящее время в результате изменений, внесенных в лесное законодательство, штат должностных лиц, наделенных полномочиями государственных лесных инспекторов, увеличился до 19 тыс. человек. В целях обеспечения увеличения  численности лесной охраны до 40 тыс. человек в соответствии с установленными приказом Минприроды России от 21.01.2014 № 21 нормативами патрулирования лесов Рослесхозом совместно со структурными подразделениями Минприроды России прорабатывается с Минфином России вопрос о выделении дополнительного финансирования.

Таким образом, принимаемые на федеральном уровне меры направлены на восстановление системы лесной охраны в Российской Федерации. 

В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах и повышения эффективности тушения лесных пожаров за счет средств, выделенных из федерального бюджета в 2011, 2012 и 2014 годах, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, была укреплена материально-техническая база лесопожарных формирований, а также увеличена их численность. Всего за счет средств федерального бюджета в объеме 9 млрд.  рублей осуществлена закупка порядка 10 тыс. ед. пожарной техники и оборудования.

В соответствии с  Планом мероприятий по обеспечению устойчивого развития лесного комплекса  Российской Федерации  на второе полугодие 2015 года, утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопониным 28.07.2015 № 4934п-П9, для повышения эффективности патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), а также для укрепления  материально-технической базы  лесопожарных формирований в целях обеспечения мониторинга пожарной опасности в лесах и тушения лесных пожаров предусматривается передача органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответствующей автомобильной и гусеничной техники за счет запаса Росрезерва.

III. Кроме того, граждане обращались в Федеральное агентство лесного хозяйства  за разъяснениями по различным вопросам, связанным с ведением лесного хозяйства, в том числе по вопросам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, о проведении мер борьбы с короедом-типографом в лесах  и другим вопросам, на которые были даны квалифицированные ответы.

Федеральное агентство лесного хозяйства в своих ответах выражало благодарность заявителям за обеспокоенность и участие в решении проблем, связанных с сохранением лесных богатств нашей страны.

 

Кол-во обращений

Поступило обращений из Администрации Президента Российской Федерации, от граждан и организаций за отчётный период

393

В том числе

Заявлений

285

Жалоб

106

Предложений

1

Не обращение

1

Из них:

 

Рассмотренных совместно с территориальными органами Рослесхоза

87

Результативность по рассмотренным и направленным по компетенции обращениям за отчётный период

поддержано

17

разъяснено

292

не поддержано

17

направлено по компетенции

91

Кол-во жалоб, в которых подтвердились приведенные факты

13

Кол-во обращений, находящихся на исполнении на конец отчетного периода

63

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТИМ МАТЕРИАЛОМ
 
ПЕЧАТЬ СТРАНИЦЫ ОТПРАВИТЬ НА E-MAIL
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ИТОГИ РАБОТЫ РОСЛЕСХОЗА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
АГЕНТСТВО
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДОКУМЕНТЫ
ОТКРЫТОЕ АГЕНТСТВО
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
ПРЕСС-ЦЕНТР
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ