Комиссия по взаимодействию с казачеством
10 апреля 2019
О деятельности постоянной профильной комиссии Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества по привлечению российского казачества к охране лесов по состоянию на 25 декабря 2018 г.

Решением Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества (далее – Совет) 16 февраля 2012 г. образована постоянная профильная комиссия по привлечению казачьих обществ к охране лесов и участию в развитии лесного комплекса Российской Федерации.

Решением Совета 25 ноября 2015 г. название постоянной профильной комиссии по привлечению казачьих обществ к охране лесов и участию в развитии лесного комплекса Российской Федерации изложено в следующей редакции: «постоянная профильная комиссия Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества по привлечению казачьих обществ к охране лесов и объектов животного мира» (далее – Комиссия).

16 ноября 2016 г. решением Совета было принято отнести вопросы привлечения российского казачества охраны объектов животного мира к основным направлениям деятельности постоянной профильной комиссии по привлечению российского казачество к участию в обеспечении экологической безопасности и природоохранной деятельности и внести соответствующие изменения в положение о Комиссии.

При этом сохранились основные цели деятельности Комиссии – это развитие и консолидация российского казачества, усиление его роли в решении государственных задач охраны лесов на основе формирования эффективных механизмов общественно-государственного партнерства.

Основной целью деятельности Комиссии является содействие развитию и консолидации российского казачества посредством усиления его роли в решении государственных и муниципальных задач, совершенствования взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений с российским казачеством и формирования эффективных механизмов общественно-государственного партнерства.

Основными задачами Комиссии является рассмотрение, обсуждение и подготовка предложений по вопросам:

а) совершенствования механизма и создания экономических условий для привлечения членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее – казачьи общества), к несению государственной и (или) иной службы;

б) развития духовно-нравственных основ, традиционного образа жизни и форм хозяйствования, самобытной культуры российского казачества;

в) повышения роли российского казачества в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и его готовности к служению Отечеству, в том числе с использованием потенциала казачьих кадетских корпусов;

г) поддержки международного сотрудничества российского казачества, установления международных контактов российского казачества с организациями казаков государств – участников Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья.

В состав Комиссии входят члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководящие работники Рослесхоза, начальники департаментов Рослесхоза по федеральным округам, руководители федеральных и региональных органов исполнительной власти в области лесных отношений, атаманы войсковых казачьих обществ и объединений, ученые, промышленники, производственники, представители общественности и др.

Численный состав Комиссии – более 50 членов, более трети – представители российского казачества.

По состоянию на 25.12.2018 проведено 21 заседание Комиссии, в том числе 7 выездных, одно рабочее и одно заседание Президиума.

В соответствии с планом работы указанной Комиссии все запланированные мероприятия проведены. В течение 2018 года проведено 4 выездных заседаний Комиссии. Заседания проводились на территории Тверской области по вопросу создания комплексных лесосельскохозяйственных экологических поселений.

Интерес представителей казачества к участию в экспериментальных проектах по привлечению членов казачьих обществ к несению государственной службы по охране, защите, воспроизводству лесов не ослабевает за все время работы Комиссии. Органы власти Российской Федерации также проявляют заинтересованность в проведении совместных мероприятий с участием казаков, таких как, привлечение казачьих обществ к охране, защите, воспроизводству лесов и пресечение нарушений лесного законодательства. В рамках Комиссии неоднократно заслушивались итоги реализации таких проектов, в частности, в Тверской и Новосибирской областях.

Комиссией проводится активная работа по реализации экспериментального проекта комплексного лесосельскохозяйственного экологического поселения – казачьей станицы в Ржевском районе Тверской области.

В настоящее время секретариатом Комиссии подготовлен проект плана работы Комиссии на 2019 год, в котором также запланированы не менее 4-х выездных заседаний Комиссии, это Тверская область, г. Красноярск, Республика Крым по реализации экспериментальных проектов комплексного лесосельскохозяйственного экологического поселения.

Рослесхоз считает, что создание поселений с участием российского казачества может оказать положительное влияние на лесное хозяйство и будет способствовать привлечению казачьих обществ к охране лесов и проведению лесохозяйственных мероприятий.

Рослесхоз участвует в рабочих встречах с атаманами лесных регионов страны. Кроме того, рабочие встречи с атаманами лесных регионов при необходимости возможно проводить в рамках работы существующих в Рослесхозе механизмов взаимодействия с общественностью, в частности, в рамках заседаний Общественного совета при Рослесхозе и Комиссии.

В настоящее время предложения по Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года в отношении привлечения казачьих обществ и организаций к развитию лесного комплекса, а также по развитию общественно-государственного партнерства с казачьими организациями в области лесных отношений включены в проект указанной Стратегии.

Также для максимального использования потенциала казачьих обществ в местах традиционного и компактного проживания казаков и в соответствии с планом мероприятий по реализации в 2017 - 2020 годах Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. № 285-р, заключаются между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, и войсковыми казачьими обществами договоры/соглашения об охране лесов и их воспроизводстве, охране объектов животного мира и природных ресурсов.

В соответствии с указанным планом в 2018 году в 55 субъектах Российской Федерации реализуются соглашения между органами исполнительной власти, уполномоченными в области лесных отношений, и казачьими обществами:

– в Центральном федеральном округе реализуются соглашения в 15 субъектах Российской Федерации.

– в Северо-Западном федеральном округе реализуются соглашения в 5 субъектах Российской Федерации.

– в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах реализуются соглашения в 10 субъектах Российской Федерации.

– в Приволжском федеральном округе реализуются соглашения в 6 субъектах Российской Федерации.

– в Уральском федеральном округе реализуются соглашения в 6 субъектах Российской Федерации.

– в Сибирском федеральном округе реализуются соглашения в 8 субъектах Российской Федерации.

– в Дальневосточном федеральном округе реализуются соглашения в 5 субъектах Российской Федерации.

В соответствии с представленной информацией в рамках реализуемых соглашений между органами исполнительной власти, уполномоченными в области лесных отношений, и казачьими обществами в 2018 г. проведено более 3000 рейдов патрулирования.

Так, например, представители казачьих обществ, проживающие на территории Центрального федерального округа, совместно с работниками лесных служб провели 1095 рейдов, 898 мероприятий с населением (лекции, беседы, уроки в учебных учреждениях). Представители казачества приняли участие в 17 мероприятиях, таких как, «Всероссийский день посадки леса», «Живи, лес!», «Зеленая столица», «Лес Победы», «Наш лес. Посади свое дерево», «Предновогодний чистый лес», «Очистим лес от мусора», «Береги лес» и др.

В Южном и Северо-Кавказском федеральных округах проведено 1527 выездов на патрулирование территорий лесного фонда с участием казаков, из них в 126 случаях выявлены факты: нарушения правил пожарной и санитарной безопасности, незаконных рубок, сбора первоцвета, повреждений насаждений, самовольного использования лесов, уничтожения лесной инфраструктуры.

Наиболее активное привлечение казачьих обществ к охране лесов и участию в развитии лесного комплекса РФ осуществляется в следующих регионах: Ростовская область, Волгоградская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область.

С низкой эффективностью осуществляется взаимодействие с казачьими обществами в Республике Северная Осетия-Алания, Чеченской Республике, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия.

Министерством лесного хозяйства Оренбургской области совместно с казачьим обществом Оренбургской области на основании заключенных соглашений ведется взаимодействие в природоохранной деятельности на территории области в соответствии с действующим законодательством. В результате было выявлено 19 нарушений лесного законодательства из них 4 нарушения правил пожарной безопасности в лесах. Представители казачества также принимали участие в тушении 2 лесных пожаров.

В 2018 году органами государственной власти субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа, уполномоченными в области лесных отношений, заключены 16 соглашений с казачьими обществами. В рамках указанных соглашений, совместно с представителями казачьих обществ проведено 431 патрулирований и рейдов по охране лесов от пожаров и профилактике, пресечению нарушений лесного законодательства с привлечением 373 представителей казачьих.

Также казачеством оказано содействие в организации профилактической работы среди населения по соблюдению пожарной безопасности в лесах, в том числе и через средства массовой информации.

На территории Республики Башкортостан проведены 3 оперативно-профилактических мероприятия «Лес», где были задействованы казачьи общества, по результатам которых были выявлены нарушения лесного законодательства.

В 2018 году членами казачьего общества Республики Саха (Якутия) проведено 216 индивидуальных бесед с гражданами, распространено 75 листовок, принято участие в 18 патрульно-рейдовых мероприятиях, в тушении 3 лесных пожаров.

В Амурской области представители казачьих обществ привлекаются к патрулированию лесов, дежурству на пожарно-наблюдательных вышках. Проведено 124 совместных рейда с участием казачества. С начала года при совместных рейдах с казаками выявлено 16 нарушений правил пожарной безопасности в лесах.

В 2018 г. вместе с подведомственными управлению лесами правительства Еврейской автономной области учреждениями представители казачества участвовали в 35 рейдовых мероприятиях по патрулированию лесов; принимали меры в части обеспечения охраны лесов от пожаров (сообщили о 10 обнаруженных лесных пожарах, о 5 случаях нарушения правил пожарной безопасности в лесах, участвовали в добровольных пожарных дружинах, защищающих населенные пункты области от лесных пожаров).

Южный и Северо-Кавказский федеральные округа являются территорией исторического проживания казаков. В этой связи органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в области лесных отношений, осуществляется активное взаимодействие с казачьими обществами по вопросам охраны лесов и участию в развитии лесного хозяйства РФ. Заключено 33 соглашения с казачьими обществами (16 в СКФО и 17 ЮФО). Наиболее активное привлечение казачьих обществ к охране лесов и участию в развитии лесного комплекса РФ осуществляется в следующих регионах: Ростовская область, Волгоградская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область.

Во всех федеральных округах Российской Федерации постановлениями, распоряжениями либо другими нормативными правовыми актами губернаторов либо администраций субъектов Российской Федерации сформировано рабочие группы по вопросам взаимодействия с российским казачеством.

Вышеприведенная статистика показывает, что взаимодействие с членами казачьих обществ получает успешное развитие на всей территории Российской Федерации. Проводятся совместные с членами казачьих обществ рейдовые мероприятия по соблюдению природоохранного законодательства в области лесных отношений, а в пожароопасный сезон осуществляется совместное патрулирование по соблюдению требований пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.

В ряде субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий по предупреждению правонарушений в области лесных отношений и возникновения лесных пожаров в лесах Российской Федерации разработаны и реализуются региональные программы для казачества.

Существуют удачные региональные программы. Например, из всех субъектов Уральского федерального округа только в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на основе действующего законодательства Российской Федерации и автономного округа организована эффективная система взаимодействия с казачеством.

Правительство округа системно подошло к вопросу взаимодействия с казачьими обществами:

- создана рабочая группа при Губернаторе округа;

- приняты законодательные акты,

- утверждена региональная государственная программа (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 октября 2013 г. № 428-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийскомавтономном округе - Югре в 2018 – 2025 годах и на период до 2030 года»).

Одними из соисполнителей региональной программы являются Депнедра и природных ресурсов Югры и Природнадзор Югры, которые осуществляют полномочия в сфере лесного хозяйства. Региональная программа включает в себя 7 подпрограмм, в том числе «Развитие российского казачества».

Задачей подпрограммы является содействие развитию и консолидации казачества через усиление его роли в решении государственных и муниципальных задач. Одним из ожидаемых результатов реализации подпрограммы является увеличение доли казачьих обществ, оказывающих содействие органам государственной власти в осуществлении установленных полномочий от общего количества казачьих обществ с 17 % до 34 %.

Оплата обязательств по соглашениям осуществляется путем предоставления субсидий казачьим обществам на возмещение расходов, связанных с их реализацией. Члены казачьих обществ, на основании соглашений о взаимодействии по вопросам охраны лесов от пожаров и выявлению нарушений лесного законодательства, оказывают реальное содействие органам исполнительной власти автономного округа в осуществлении переданных полномочий. В 2018 году по итогам рейдов патрулирования, проведенных государственными лесными инспекторами совместно с привлечением членов казачьих обществ, выявлено 270 нарушений лесного законодательства.

Хочется также отметить, что в 2017 году Рослесхоз включил в альбом форм приказа Федерального агентства лесного хозяйства «О порядке проведения дистанционной защиты бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий в области лесных отношений на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» от 3 ноября 2017 г. № 623 информационный раздел № 5 «Сведения о взаимодействии органов исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений с представителями российского казачества».

И благодаря включению этого пункта в приказ Рослесхоза органы исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений, активизировали работу по взаимодействию с российским казачеством: стало больше заключаться соглашений о взаимодействии, пролонгироваться соглашения по предупреждению и охране лесов от пожаров и по профилактике и пресечению нарушений лесного законодательства на территории субъекта Российской Федерации, стали создаваться рабочие группы по вопросам взаимодействия с казачеством.

Также в Рослесхозе проходило совещание в режиме видеоконференции под председательством заместителя руководителя Рослесхоза М.Ю. Клинова по вопросу взаимодействия с российским казачеством в 2018 году с представителями департаментов лесного хозяйства по федеральным округам и подведомственных организаций Рослесхоза. На совещании обсуждались проблемы взаимодействия с российским казачеством в 2018 году, пути их решения и подведение итогов работы в 2018 году.

По итогам совещания Рослесхоз рекомендовал органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в рамках заключенных соглашений с членами казачьих обществ на безвозмездной основе осуществлять общественный контроль на землях лесного фонда по разработанным маршрутам и сообщать о признаках нарушения российского законодательства в уполномоченные органы, которые осуществляют федеральный государственный лесной надзор.

Также Рослесхоз рекомендовал органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, проводить ежемесячно беседы с представителями казачьих обществ относительно их вступления в члены общественных инспекторов.

В целом, в 2018 году работу по взаимодействию российского казачества с органами государственной власти в области лесных отношений можно признать удовлетворительной.

Документы и файлы