14 сентября 2017 года в рамках празднования дня работников леса была проведена панельная дискуссия, посвященная теме «Крупные инфраструктурные проекты государственного значения в части использования земель лесного фонда» модератором которой выступил начальник Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Алексей Альфредович Эглит.
На заседании панельной дискуссии обсуждались такие вопросы как организация проектно-изыскательских работ и реализация древесины, полученной при проведении указанных работ, совершенствование порядка и сроков получения исходно-разрешительной документации по объектам капитального строительства, изменение законодательства в части обеспечения сохранности лесистости (компенсационные посадки).
По словам заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Анастасии Олеговны Винокуровой, первое, что необходимо, это чтобы в разрабатываемых лесных планах субъектов Российской Федерации были учтены объекты инфраструктуры, предусмотренные к реализации в схемах территориального планирования. Второе, реализуемые проекты должны учитывать перспективы и интересы освоения лесных ресурсов и соответствующее зонирование. Отдельный вопрос развитие строительной индустрии с использованием древесины и использование древесины в качестве топлива в локальных энергетических сетях.
В целях развития использования лесов в субъектах Российской Федерации проводится работа по размещению в открытом доступе геопространственных данных в области лесных отношений. Отдельные субъекты Российской Федерации (Республика Коми, Кировская область) провели эту работу самостоятельно. По Дальнему Востоку, в том числе в целях реализации проекта по «Дальневосточному гектару» тематические информационные карты об использовании лесов разработаны ФГПУ «Рослесинфорг».
Роль инфраструктурных проектов для развития конкретной территории и страны в целом переоценить сложно. На территории Российской Федерации строятся и проектируются более 300 инфраструктурных проектов такие как «Сила Сибири», строительство ЦКАДа, строительство космодрома «Восточный», порты, мосты и многое другое, масштаб каждого из которых превышает 10 млрд рублей. Кроме того, в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации разрабатывается механизм компенсации площади лесов выбывающей для создания объектов инфраструктуры.
26 октября 2016 года в рамках ежегодного международного форму «Лес и человек» состоялось обсуждение вопросов выработки новых подходов к ставкам платы за лесные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности.
В обсуждении приняли участие представители Рослесхоза, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, лесопользователи и предприниматели, эксперты научных и образовательных учреждений в сфере лесного хозяйства.
Модератор круглого стола Владимир Петров (проф., д.э.н., заведующий кафедрой лесной политики, экономики и управления Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С.М. Кирова), открывая мероприятие, отметил следующее: «Действующие сегодня подходы к формированию платы за лесные ресурсы сформированы несколько десятков лет назад. На основе этих подходов в 2007 году утверждено постановление Правительства Российской Федерации № 310, которое сегодня остается единственным административно-экономическим инструментом для определения размеров платы за лесные ресурсы для всех видов использования лесов. Новые экономические условия нашей страны, изменившиеся параметры финансово-бюджетной политики требуют пересмотра многих составляющих элементов доходной части федерального и региональных бюджетов, формируемых за счет лесопользования. И на круглом столе будут озвучены и обсуждаться основные на сегодняшний день подходы в данном вопросе.».
Так в выступлении начальника Управления долгосрочного планирования и прогнозирования в лесном хозяйстве Екатерины Раймхен (см. файл приложение) обозначены основные характеристики экономической ситуации в лесном хозяйстве, которые сегодня играют ключевую роль при определении и выборе решений при формировании новых подходов к определению системы платежей за лесные ресурсы федеральной формы собственности.
В качестве базовых ориентиров при разработке новых подходов к ставкам платы за лесные ресурсы можно назвать следующие:
- Создание условий для перераспределения структуры экономической деятельности хозяйствующих субъектов с заготовки круглых лесоматериалов на глубокую переработку древесины для обеспечения комплексного развития лесного сектора Российской Федерации.
- Сохранение позиций лесного сектора Российской Федерации на международном уровне.
- Повышение доступности и качества использования лесных ресурсов для различных категорий лесопользователей.
- Безусловное сохранение экологических функций лесов и повышение уровня экологической безопасности при использовании лесных ресурсов.
В Рослесхозе сегодня рассматриваются различные варианты повышения эффективности действующего подхода к ценообразованию на лесные ресурсы и созданию оснований для экономической заинтересованности субъектов Российской Федерации в качественной организации аукционов при продаже права на заключение договора аренды и договора купли-продажи лесных насаждений.
В качестве основных решений по вопросам изменения платежей рассматривается три варианта, отметила в заключении своего выступления Екатерина Раймхен:
- Совершенствование механизма расчетов и применения постановления Правительства Российской Федерации № 310, которое будет базироваться на мероприятиях по формированию новой системы лесотаксовых районов и их новой комплексной оценке, а также путем разработки предложений по внесению изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и предоставлению прав субъектам Российской Федерации формирования начальных (стартовых) цен на лесные ресурсы при проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды и договоров купли-продажи.
- Формирование нового подхода, аналогичного введению единого лесного налога.
- Формирование нового подхода изменения ставок платы с привязкой к конъюнктуре рыночных цен на продукцию лесного комплекса.
Озвученные Рослесхозом подходы в той или иной степени имеют аналоги применения в иностранных государствах со схожими лесорастительными условиями.
В связи с этим, интерес вызвала презентация на тему «Сравнение корневых цен в России и за рубежом», сделанная Татьяной Катковой (см. приложение), доцентом кафедры Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С.М. Кирова. В рамках презентации освещен опыт Финляндии по формированию цен за древесину, торгуемую на корню и со склада.
В докладе представителя СПбЛТУ отмечено, что согласно данным исследования, проведенного Национальным агентством леса совместно с университетом, уровень ставок платы в общей структуре затрат в среднем по регионам России достигает порядка 3-7 процентов (или 0,8-2,5 долларов США на метр кубический).
В то же время уровень ставок платы в Финляндии в среднем по стране составляет 30-35 процентов в общей структуре затрат или 24,52 доллара США на кубический метр (19 евро/м³). В Канаде – это 10 долларов на метр кубический.
Практические вопросы и проблемы, возникающие при администрировании платежей за лесные ресурсы, осветила в своем докладе Ирина Кудряшева(см. приложение) , заместитель начальника Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу.
В ходе своего выступления «Проблемы по исполнению функций по администрированию платежей по субъектам Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе» И.Кудряшева затронула вопросы доходности лесного хозяйства в СЗФО, проблемы при подготовке расчетов арендной платы за леса и организации торгов в отдельных субъектах Российской Федерации.
Историю формирования положений постановления Правительства Российской Федерации и соответственно возможные пути его изменения изложил в своем докладе Василий Корякин, руководитель Центра стратегического планирования и прогнозирования ФБУ ВНИИЛМ.
В ходе круглого стола состоялся обмен мнениями и ответы на вопросы представителей бизнеса – как крупных лесоперерабатывающих компаний, так и малого бизнеса, работающего в сфере лесозаготовок.
Подводя итоги круглого стола, модератор отметил, что каждый из участников так или иначе обозначил основную задачу, которую должен будет решить новый подход к определению ставок платы на лесные ресурсы, – найти баланс в методике расчета, который с одной стороны позволит дифференцировать коэффициенты ставок платы в отношении ценности лесного участка в целом и в отношении объема реально используемой площади лесного участка в зависимости от вида использования лесов, установленного при заключении договора аренды.
В дальнейшем Рослесхоз планирует продолжить обсуждение и публикацию материалов по вопросу разработки новых подходов к определению ставок платы за лесные ресурсы.