21 – 25 сентября 2021 г. г. Воронеж
VI Всероссийский съезд (слет) школьных лесничеств (далее – Съезд) состоялся в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 366-р в период с 21 по 25 сентября 2021 г. в городе Воронеже на базе Воронежского государственного лесотехнического университета им. Г.Ф. Морозова.
Съезд организован Федеральным агентством лесного хозяйства при поддержке правительства Воронежской области, Воронежского государственного лесотехнического университета им. Г.Ф. Морозова, Всероссийского детского центра «Орленок», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений и образования, руководителей, наставников и кураторов школьных лесничеств в субъектах Российской Федерации.
В работе Съезда приняли участие более 300 представителей из 63 регионов страны.
Цель Съезда – совершенствование организации деятельности школьных лесничеств, практических и методических подходов, а также повышение квалификации руководителей и наставников школьных лесничеств.
Учитывая эпидемиологическую ситуацию в Российской Федерации по новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на момент проведения Съезда, Федеральным агентством лесного хозяйства было принято решение об изменении формата проведения мероприятия: приглашение руководителей и наставников школьных лесничеств в качестве официальных представителей субъектов Российской Федерации без обучающихся с организацией повышения квалификации для педагогов и наставников по теме «Организация практической деятельности школьных лесничеств с целью реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Школьное лесничество».
В рамках Съезда организованы круглые столы по направлениям ведения образовательной деятельности в рамках дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Школьное лесничество»: «Лесовосстановление», «Оценка состояния насаждений», «Животный мир леса», «Эколого-просветительская деятельность».
На Съезде были также представлены новые методические и учебные материалы - учебный практикум по организации выполнения исследовательских работ и проектов, организации экологических троп и эколого-просветительской деятельности и 12 видеоуроков по следующим темам: «Основные типы леса», «Лесообразующие породы Российской Федерации», «Основные виды повреждений древесно-кустарниковых растений вредителями и болезнями», «Обработка повреждений растений, нанесенных вредителями и болезнями», «Способы защиты от вредителей и болезней», «Закладка пробных площадей для исследования лесных насаждений», «Способы лесовосстановления», «Работа с таксационными инструментами», «Основные виды горючих лесных материалов и методы предупреждения лесных пожаров», «Тушение лесных пожаров, последствия лесных пожаров», «Места обитания и следы животных в природе», «Проведение биотехнических мероприятий».
На круглом столе «Региональный опыт практической деятельности школьных лесничеств» был представлен лучший региональный опыт ведения деятельности школьных лесничеств в части экологического просвещения и организации практических занятий в Республике Марий Эл, Ханты-Мансийском автономном округе (Югре), Республике Башкортостан, Иркутской, Нижегородской и Владимирской областях.
Для руководителей и наставников школьных лесничеств состоялось повышение квалификации по следующим направлениям подготовки: «Оценка состояния насаждений на пришкольной территории», «Общественно-значимая и просветительская деятельность школьного лесничества», «Создание питомника на лесном участке школьного лесничества», «Создание экологических троп как один из способов эколого-просветительской деятельности», «Выращивание инновационного посадочного материала для лесовосстановления».
В рамках обучающей программы участники Съезда посетили инновационный научный учебно-производственный центр АО «Питомнический комплекс», карбоновый полигон и Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова.
Участники Съезда высказали свое мнение по следующим ключевым вопросам деятельности школьных лесничеств:
основные проблемы организации деятельности школьного лесничества,
предложения по разработке учебных и методических материалов к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Школьное лесничество»,
предложения по повышению квалификации для руководителей школьных лесничеств.
В числе основных проблем организации деятельности школьных лесничеств участники Съезда указали на недостаточность материально-технической базы и финансирования деятельности школьных лесничеств в целом, включая оплату руководителей школьных лесничеств, выделение транспорта для выездов на лесные участки и участия в акциях и слетах, на необходимость устранения межведомственной разобщенности на региональном уровне (между региональными органами исполнительной власти в сфере лесного хозяйства и образования), а также закрепления за школьными лесничествами участков для ведения практической образовательной деятельности, в том числе по организации учебных питомников.
В качестве предложений по разработке дополнительных учебных и методических материалов к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Школьное лесничество» участники Съезда отметили необходимость отдельного курса о современных инновационных методах, применяемых в лесном хозяйстве, в том числе с использованием ГИС-технологий, практических методах изучения лесных биоценозов, а также практикумов по организации практической деятельности школьных лесничеств, включая школьные питомники, единые онлайн-рабочие тетради для стартового и основного уровня подготовки обучающихся по программе «Школьное лесничество».
Участники Съезда отметили необходимость организации практических занятий и мастер-классов для руководителей школьных лесничеств по дендрологии, ботанике, основам энтомологии и фитопатологии, оценке состояния лесных биоценозов, почвоведению, работе со специальными лесохозяйственным оборудованием и инструментами, а также разработки учебного пособия для обучающихся.
Участники Съезда отметили большое значение организованного повышения квалификации для руководителей и наставников школьных лесничеств и предложили проводить повышение квалификации на регулярной основе с приглашением кураторов и региональных операторов движения школьных лесничеств – представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях повышения эффективности организационной структуры школьных лесничеств участники Съезда считают необходимым:
закрепление каждого школьного лесничества за конкретным региональным лесохозяйственным подразделением с целью взаимодействия по вопросам практической деятельности школьного лесничества;
взаимодействие с научными организациями в части ведения проектной и исследовательской деятельности школьных лесничеств.
По итогам работы участники Всероссийского съезда (слета) школьных лесничеств РЕШИЛИ:
1. Одобрить работу федеральных и региональных органов государственной власти по реализации плана мероприятий («дорожной карты») по развитию школьных лесничеств, утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2017 г. № АХ-П9-8369, и признать необходимость дальнейшего развития школьных лесничеств как важной составляющей экологического просвещения и профессиональной ориентации подрастающего поколения.
2. Отметить необходимость активизировать деятельность по развитию движения школьных лесничеств во всех субъектах Российской Федерации, включая межведомственное взаимодействие на региональном уровне в части содействия деятельности школьных лесничеств.
3. Рекомендовать Федеральному агентству лесного хозяйства:
3.1. Обратиться в учреждения высшего образования и профессиональные образовательные организации о рассмотрении возможности учета в качестве индивидуальных достижений поступающих с начислением дополнительных конкурсных баллов на обучение по программам бакалавриата, а также по программам среднего профессионального образования следующим категориям абитуриентов:
победители и призеры Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» и его регионального этапа (текущего или предшествующего года);
победители и призеры регионального и федерального этапов Всероссийского съезда (слета) школьных лесничеств (текущего или предшествующего года);
члены школьных лесничеств с подтвержденным участием в работе школьного лесничества в течении трех лет, предшествующих году поступления в образовательное учреждение.
3.2. Рассмотреть возможность организации повышения квалификации в дистанционном формате для руководителей и наставников школьных лесничеств в рамках Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» в 2022 году.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
4.1. Рассмотреть вопрос о создании региональных координационных центров поддержки школьных лесничеств с целью разработки учебных и методических материалов, организации практической деятельности школьников по лесовосстановлению и лесоразведению, получения дополнительных знаний о лесе;
4.2. Проработать вопрос взаимодействия с образовательными организациями, осуществляющих подготовку по направлению «Лесное дело», в части привлечения студентов старших курсов к наставнической деятельности в школьных лесничествах;
4.3. Активизировать работу по привлечению специалистов лесного хозяйства к наставнической деятельности в школьных лесничествах с учетом материального поощрения указанных специалистов по результатам деятельности;
4.4. Активизировать работу по популяризации деятельности школьных лесничеств с целью экопросвещения и в качестве дополнительного образования обучающихся с учетом материального поощрения педагогов – руководителей школьных лесничеств.