Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 установлены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 – 2023 гг., в том числе отменены плановые проверки по осуществлению контроля за переданными полномочиями в области лесных отношений.
Вместе с тем, в 2023 году Рослесхозом проведено 10 внеплановых проверок, из них 9 проверок по поручению Правительства Российской Федерации и 1 проверка по согласованию с органами прокуратуры.
По итогам указанных проверок Рослесхозом в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений (далее – уполномоченные органы) направлено 10 предписаний, включающих 68 пунктов, и 6 представлений о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий, включающих 15 пунктов.
По результатам проверок Рослесхозом для принятия мер реагирования в рамках установленной компетенции в иные органы государственной власти направлено 14 материалов, из них в правоохранительные органы – 13 материалов, в иные – 1 материал.
Отмечены нарушения в части выполнения работ по компенсационному лесовосстановлению, лесоразведению (Республика Коми, Иркутская область, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Ленинградская область):
1. Значительные объемы неисполненных обязательств по компенсационному лесовосстановлению установлены на общей площади 57 752 га, в том числе просроченных – на площади 14 180 га (25%) (Красноярский край – 6 263 га (47%), Республика Саха (Якутия) – 5 240 га (55%), Иркутская область – 1 197 га (4%), Ленинградская область – 1 286 га (45%), Республика Коми – 194 га (12%)). При этом уполномоченными органами меры реагирования к лицам, допустившим неисполнение в установленные сроки обязательств по компенсационному лесовосстановлению, не принимались.
2. На территории Красноярского края и Республики Саха (Якутия) неверно назначены способы лесовосстановления. Так, в Республике Саха (Якутия) в 95% проверенных проектов лесовосстановления выявлены нарушения в части определения способов лесовосстановления (запроектированные способы (комбинированное и искусственное) не предусмотрены лесохозяйственными регламентами лесничеств). Приняты работы по компенсационному лесовосстановлению, фактически выполненные не в полном объеме на площади 105 га из 445 га (24%). Кроме того, установлено, что на указанных лесных участках способ обработки почвы и количество посадочных мест не соответствуют проектам лесовосстановления.
На территории Иркутской области выявлены лесные участки с приживаемостью менее 25%, требующие списания лесных культур.
В Ленинградской области установлено, что на территории 15 (63%) лесных участков из 24 обследованных требуется проведение агротехнических уходов.
3. В Республике Коми принимались работы, которые не соответствуют лесному законодательству, проектам лесовосстановления и заключенным договорам. Так, например, в состав работ по лесовосстановлению включены мероприятия по расчистке, которые фактически не выполнены. Кроме того, на территории 20 лесных участков из 22 обследованных (91%) требуется проведение агротехнических уходов.
В части подготовки, организации и проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, заключении указанных договоров, на территории Костромской области допускаются нарушения требований законодательства Российской Федерации, в том числе по результатам аукционов, заключаются договоры аренды лесных участков (в целях осуществления заготовки древесины), не прошедшие государственный кадастровый учет; заключаются дополнительные соглашения к договорам аренды лесных участков в целях заготовки древесины, заключенным по результатам торгов, изменяющие количественные и качественные характеристики лесных участков, в отсутствие судебных решений; допускаются нарушения требований лесного законодательства при проведении рубок лесных насаждений (осуществление рубок лесных насаждений c превышением допустимого возраста рубки, а также с превышением установленного объема заготовки, нарушением породного состава).
Выявлены нарушения при подготовке, организации и проведении аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, заключении договоров купли-продажи, продлении сроков их действия и принятии отчетов об использовании лесов (Мурманская область), в том числе установлены факты нарушения требований лесного законодательства при назначении лесных насаждений в рубку и организации проведения мероприятий по сохранению лесов (выявлены факты осуществления рубок лесных насаждений за пределами отведенной лесосеки, с нарушением правового режима особо защитных участков лесов и возрастов рубок, а также проведение рубок в лесных насаждениях с критической полнотой (ниже 0,5)).
Отмечены нарушения при осуществлении охраны лесов от пожаров (Курганская область), в частности при составлении актов о лесных пожарах (акты не содержат информации о площади лесного пожара в момент обнаружения, не указывается информация, способствовавшая установлению причин лесных пожаров, а также отсутствует предварительная оценка потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках), установлены факты несоблюдения кратности авиационного и наземного патрулирования лесов, выявлены нарушения при формировании, доведении государственных заданий, а также при предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, сформированной за счет средств дополнительного финансирования из федерального бюджета; в связи с неэффективным планированием расходов, связанных с выполнением мероприятий в части охраны лесов от пожаров произведен возврат средств на сумму 68,9 млн рублей.
В рамках проверки Липецкой области, в том числе выявлены нарушения требований лесного законодательства при организации использования лесов, в том числе при проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, а также при принятии лесных деклараций, отчетов об использовании, воспроизводстве лесов и лесоразведении, установлены факты нарушения требований лесного законодательства при проведении рубок лесных насаждений (осуществление рубок лесных насаждений с нарушением возрастных периодов, установленного объема заготовки, а также с нарушением породного состава).
При организации работ по лесоустройству, а также введении материалов лесоустройства в действие (Приморский край) допускались нарушения требований, установленных лесоустроительной инструкцией, и не обеспечивался контроль за деятельностью арендаторов (заказчиков лесоустроительных работ).
Анализ проведенных проверок показывает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений (далее – органы государственной власти), при исполнении указанных полномочий допускают нарушения требований законодательства Российской Федерации. Из основных нарушений, выявленных в ходе проверок, следует отметить следующие.
Органами государственной власти при организации использования лесов не обеспечивается должный контроль за лицами, использующими леса.
Так, в результате отсутствия со стороны органов государственной власти должного контроля за лицами, использующими леса, установлены случаи, когда лесные участки используются без проектов освоения лесов. Кроме того, выявлены факты непредставления лицами, использующими леса, лесных деклараций и отчетов об использовании лесов (Калужская, Липецкая, Рязанская, Смоленская, Тверская, Калининградская, Новгородская, Вологодская, Волгоградская, Нижегородская, Оренбургская, Ульяновская, Свердловская и Томская области, республики Адыгея, Калмыкия, Татарстан, Тыва и Бурятия, Краснодарский, Ставропольский и Красноярский края).
Допускалось предоставление лесных участков для видов использования лесов, не соответствующих видам разрешенного использования, установленным лесохозяйственными регламентами лесничеств (Калининградская, Ульяновская области, республики Мордовия, Татарстан).
Приняты лесные декларации и отчеты об использовании лесов, заполненные с нарушением установленных требований, а также приняты лесные декларации, поданные с нарушением установленного срока (Брянская, Калужская, Липецкая, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Ульяновская, Свердловская, Кемеровская и Магаданская области, республики Ингушетия и Тыва, Ставропольский, Краснодарский, Алтайский, Забайкальский и Камчатский края).
Кроме того, допускалось использование лесов не в соответствии с проектами освоения лесов, ограничение доступа на лесные участки, самовольное использование лесных участков, загрязнение лесов отходами производства и потребления, а также не очистка лесосек от порубочных остатков (Рязанская, Тверская, Калининградская, Ульяновская, Свердловская, Томская, Магаданская и Сахалинская области, республики Ингушетия, Мордовия, Татарстан и Бурятия, Удмуртская Республика, Краснодарский, Красноярский, Забайкальский и Камчатский края).
Допускаются нарушения установленных требований при подготовке и проведении торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений. Так, в нарушение установленных требований не размещалась на официальном сайте информация о результатах торгов на право заключения договора аренды лесного участка, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (Архангельская, Вологодская, Нижегородская области).
Допускаются нарушения требований лесного законодательства при заключении договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений. В частности, отмечены нарушения сроков заключения договоров купли-продажи лесных насаждений и рассмотрения заявлений о представлении лесных участков в пользование, порядка передачи лесных насаждений по акту приема-передачи, а также их несоответствие типовой форме (Брянская, Калужская, Липецкая, Смоленская, Калининградская, Архангельская, Новгородская, Вологодская, Пензенская, Самарская, Ульяновская, Свердловская и Иркутская области, республики Коми, Мордовия и Татарстан, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Краснодарский, Ставропольский и Камчатский края).
При проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов допускаются нарушения требований приказа Минприроды России от 30.07.2020 № 513 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (далее – Порядок государственной экспертизы проекта освоения лесов) и приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».
К примеру, в результате несоблюдения требований Порядка государственной экспертизы проекта освоения лесов органами государственной власти выданы положительные заключения государственной экспертизы на проекты освоения лесов, разработанные с нарушением установленных требований (Брянская, Калужская, Липецкая, Рязанская, Тамбовская, Тверская, Калининградская, Архангельская, Волгоградская, Самарская, Ульяновская, Свердловская, Челябинская, Томская, Пензенская, Магаданская и Сахалинская области, республики Коми, Адыгея, Татарстан, Тыва и Бурятия, Удмуртская Республика, Краснодарский, Красноярский, Забайкальский и Камчатский края).
Кроме того, в нарушение установленных требований во внесудебном порядке заключались дополнительные соглашения к договорам аренды лесных участков, заключенным по результатам торгов (Архангельская, Пензенская, Ульяновская, Свердловская, Иркутская и Томская области, Республика Мордовия, Удмуртская Республика).
При ведении государственного лесного реестра допускаются нарушения требований приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».
Так, с нарушением установленных требований составлены акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (далее – ГЛР), акты об изменении документированной информации ГЛР и акты несоответствия данных ГЛР натурному обследованию (Брянская, Калужская, Рязанская, Смоленская, Калининградская, Архангельская, Вологодская, Волгоградская, Нижегородская, Оренбургская, Самарская, Ульяновская, Свердловская, Челябинская, Иркутская, Томская, Магаданская и Сахалинская области, республики Коми, Адыгея, Мордовия, Татарстан и Тыва, Кабардино-Балкарская и Удмуртская республики, Алтайский, Красноярский, Забайкальский и Камчатский края, Еврейская автономная область).
Допускаются нарушения при осуществлении охраны лесов от пожаров. В частности, в нарушение Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313, акты о лесных пожарах не составляются, либо составляются и подписываются неуполномоченными лицами, информация в актах отражается не в полном объеме (Брянская и Калужская области, республики Мордовия и Тыва).
В нарушение Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного приказом Минприроды России от 15.11.2016 № 597, авиационное патрулирование проводилось не в установленные сроки (Иркутская и Томская области, Республика Бурятия).
Отмечены отдельные нарушения при осуществлении воспроизводства лесов. Так, например, не обеспечен должный контроль при разработке проектов лесовосстановления, а также выявлены нарушения при выполнении рубок ухода за лесом (Липецкая, Рязанская, Тверская, Калининградская, Ульяновская, Свердловская, Челябинская, Кемеровская, Магаданская и Сахалинская области, республики Адыгея, Ингушетия, Татарстан и Бурятия, Кабардино-Балкарская и Удмуртская республики).
Допускаются нарушения при производстве по делам об административных правонарушениях и при расчете размера вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объекта вследствие нарушения лесного законодательства. В частности, отмечены нарушения при составлении протоколов об административных правонарушениях, а также установлены факты неверного расчета размера вреда, а в отдельных случаях расчет размера вреда не производился (Калужская, Липецкая, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Калининградская, Архангельская, Новгородская, Вологодская, Волгоградская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Ульяновская, Челябинская, Свердловская, Иркутская, Кемеровская, Томская, Магаданская и Сахалинская области, республики Коми, Ингушетия, Татарстан и Бурятия, Удмуртская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ, Краснодарский, Забайкальский и Камчатский края).
При администрировании платежей за использование лесов допускаются нарушения требований постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Так, органами государственной власти не применялись либо необоснованно применялись корректирующие коэффициенты в результате чего федеральным бюджетом за период с 2019 по 2021 годы не получен доход в общей сумме 138,7 млн рублей (Брянская, Калужская, Липецкая, Рязанская, Тамбовская, Тверская, Калининградская, Архангельская, Новгородская, Вологодская, Волгоградская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Ульяновская, Свердловская, Иркутская, Кемеровская, Томская, Магаданская и Сахалинская области, республики Коми, Адыгея Ингушетия, Калмыкия, Мордовия, Татарстан и Бурятия, Кабардино-Балкарская и Удмуртская республики, Ямало-Ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область, Краснодарский, Алтайский, Красноярский, Забайкальский и Камчатский края).
Кроме того, уклонялись от начисления неустойки по договорам аренды лесных участков за нарушение сроков представления проектов освоения лесов для проведения государственной экспертизы в общей сумме 338,6 млн рублей (Брянская, Липецкая, Рязанская, Калининградская, Волгоградская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Ульяновская, Иркутская, Кемеровская, Томская, Магаданская и Сахалинская области, республики Коми, Калмыкия, Мордовия, Татарстан и Бурятия, Кабардино-Балкарская и Удмуртская республики, Краснодарский и Камчатский края, Еврейская автономная область).
Также допускалось неправомерное применение средневзвешенного разряда такс при расчете арендной платы по договорам аренды лесных участков, заключенным для заготовки древесины (Калининградская, Архангельская, Новгородская области, Республика Коми).
Допускаются нарушения требований статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также Бюджетного кодекса Российской Федерации при расходовании средств субвенций из федерального бюджета.
В результате несоблюдения требований законодательства за период с 2019 по 2021 годы выявлено расходование средств субвенций из федерального бюджета с нарушением требований законодательства на общую сумму 154,3 млн рублей, в том числе: нецелевое – 10,1 млн рублей, неправомерное – 0,2 млн рублей, неэффективное – 144,0 млн рублей (Брянская, Калужская, Липецкая, Рязанская, Смоленская, Тверская, Калининградская, Архангельская, Новгородская, Вологодская, Волгоградская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Ульяновская, Свердловская, Челябинская, Иркутская, Томская, Магаданская и Сахалинская области, республики Адыгея, Ингушетия, Мордовия, Тыва и Бурятия, Удмуртская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ставропольский, Красноярский и Забайкальский края).
Также при расходовании средств субвенций из федерального бюджета допускаются нарушения Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837.
Так, органами государственной власти расходование части средств субвенций из федерального бюджета осуществляется в нарушение установленного Минприроды России перечня мероприятий по осуществлению переданных полномочий и без согласования с Рослесхозом (Брянская, Калужская, Липецкая, Рязанская, Смоленская, Тверская, Калининградская, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Пензенская, Ульяновская, Свердловская, Иркутская, Кемеровская, Томская, Магаданская и Сахалинская области, республики Коми, Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Мордовия, Татарстан, Тыва и Бурятия, Кабардино-Балкарская Республика, Краснодарский, Ставропольский, Алтайский, Забайкальский и Камчатский края, Еврейская автономная область).
Кроме того, допускаются нарушения законодательства при формировании, доведении и исполнении государственных заданий учреждениями, подведомственными органам государственной власти.
Так, вопреки требованиям Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» государственные задания формировались без учета видов деятельности, отнесенных учредительными документами учреждений (уставами) к основным видам деятельности (Смоленская область, республики Ингушетия и Мордовия, Алтайский край).
Отсутствуют обоснованные расчеты нормативных затрат на выполнение государственных работ (Липецкая, Рязанская, Тверская, Новгородская, Волгоградская, Оренбургская, Пензенская, Ульяновская, Свердловская, Иркутская, Магаданская и Сахалинская области, Еврейская автономная область, республики Коми, Ингушетия, Калмыкия и Тыва, Удмуртская Республика, Красноярский и Камчатский края).Выполне
ние части мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренных государственными заданиями, передано другим исполнителям (подрядчикам) путем заключения гражданско-правовых договоров без применения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Липецкая, Тамбовская, Архангельская, Пензенская, Кемеровская, Томская и Сахалинская области, республики Калмыкия и Бурятия, Удмуртская Республика, Камчатский край).
Одновременно отмечается работа отдельных субъектов Российской Федерации в целях своевременного принятия мер, направленных на устранение выявленных нарушений в рамках проверок (Брянская, Калужская, Липецкая, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Калининградская, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Челябинская, Кемеровская, Иркутская и Томская области, Еврейская автономная область, республики Коми, Ингушетия, Мордовия, Татарстан, Тыва и Бурятия, Кабардино-Балкарская и Удмуртская республики, Ставропольский, Алтайский, Краснодарский и Забайкальский края).
В частности, принимались меры по устранению нарушений при ведении бюджетного учета (Калининградская, Иркутская, Кемеровская области), также в ходе проверки подготовлены претензионные письма об уплате неустойки за несвоевременное представление проектов освоения лесов (Краснодарский край).
Кроме того, благодаря своевременному принятию мер недополученный доход в сумме 1,7 млн рублей возмещен в федеральный бюджет на момент завершения проверок (Смоленская, Волгоградская, Нижегородская, Пензенская области, республики Коми, Татарстан, Тыва, Бурятия, Ставропольский край).
Анализ проведенных проверок показывает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений (далее – органы государственной власти), при исполнении указанных полномочий допускают нарушения требований законодательства Российской Федерации. Из основных нарушений, выявленных в ходе проверок, следует отметить следующие.
Органами государственной власти допускаются нарушения установленных требований при ведении государственного лесного реестра в части составления актов о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (далее – ГЛР), актов об изменении документированной информации ГЛР и актов несоответствия данных ГЛР натурному обследованию (Воронежская область, Республика Карелия, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Кировская область, Чувашская Республика, Пермский край, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Амурская область).
При заключении договоров купли-продажи лесных насаждений допускаются нарушения установленных требований, в том числе при передаче лесных насаждений покупателю по акту приема-передачи в целях заготовки древесины для собственных нужд граждан, а также выявлено несоответствие указанных договоров типовой форме (Ивановская область, Владимирская область, Воронежская область, Республика Карелия, Мурманская область, Ленинградская область, Псковская область, Республика Северная Осетия (Алания), Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Курганская область, Хабаровский край, Республика Саха (Якутия)).
Допускаются нарушения установленных требований при осуществлении учета древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд (Московская область, Ярославская область, Владимирская область, Воронежская область, Республика Карелия, Мурманская область, Ленинградская область).
В результате несоблюдения установленных требований при проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов органами государственной власти выданы положительные заключения на проекты освоения лесов, разработанные с нарушением установленных требований (Ярославская область, Владимирская область, Воронежская область, Мурманская область, Ленинградская область, Республика Северная Осетия (Алания), Республика Дагестан, Кировская область, Чувашская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Курганская область, Омская область, Республика Алтай, Новосибирская область, Приморский край, Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Амурская область).
При организации использования лесов не обеспечивается должный контроль за лицами, использующими леса.
Так, в результате отсутствия со стороны органов государственной власти должного контроля за лицами, использующими леса, установлены случаи, когда лесные участки используются без проектов освоения лесов либо в нарушение проектов освоения лесов, получивших положительное заключение государственной экспертизы. Кроме того, выявлены факты непредставления лицами, использующими леса, лесных деклараций и отчетов об использовании лесов (Московская область, Воронежская область, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия (Алания), Астраханская область, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Амурская область).
Допускается предоставление лесных участков для видов использования лесов, не соответствующих видам разрешенного использования, установленным лесохозяйственными регламентами лесничеств (Чувашская Республика, Курганская область, Амурская область).
В нарушение установленных требований заключены дополнительные соглашения к договорам аренды лесных участков, заключенным по результатам торгов (Владимирская область, Псковская область, Мурманская область, Ленинградская область, Курганская область, Приморский край).
При организации защиты лесов выявлены факты проведения лесопатологических обследований и назначения санитарно-оздоровительных мероприятий с нарушением установленных требований (Мурманская область, Пермский край, Новосибирская область).
Допускаются нарушения при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), при производстве по делам об административных правонарушениях (Московская область, Ивановская область, Владимирская область, Курская область, Воронежская область, Псковская область, Мурманская область, Ленинградская область, Республика Карелия, Чеченская Республика, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Ростовская область, Астраханская область, Кировская область, Чувашская Республика, Пермский край, Курганская область, Омская область, Республика Хакасия, Республика Алтай, Приморский край, Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Амурская область).
В частности, выявлены нарушения при расчете размера вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (Московская область, Ивановская область, Воронежская область, Ленинградская область, Чеченская Республика, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Ростовская область, Чувашская Республика, Курганская область, Амурская область).
Установлены нарушения при составлении протоколов об административных правонарушениях (Московская область, Ивановская область, Псковская область, Мурманская область, Ленинградская область, Чеченская Республика, Пермский край, Курганская область, Хабаровский край).
Кроме того, допускаются нарушения при организации, проведении и оформлении результатов плановых и внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (Московская область, Воронежская область, Мурманская область, Ленинградская область, Республика Карелия, Пермский край, Курганская область, Республика Саха (Якутия)).
При администрировании платежей за использование лесов допускаются нарушения требований постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Так, органами государственной власти не применяются либо необоснованно применяются корректирующие коэффициенты, в результате чего федеральным бюджетом за период с 2018 по 2020 годы не получен доход в общей сумме
98,2 млн рублей (Московская область, Ивановская область, Ярославская область, Владимирская область, Курская область, Воронежская область, Псковская область, Мурманская область, Республика Карелия, Ленинградская область, Чеченская Республика, Республика Северная Осетия (Алания), Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Ростовская область, Астраханская область, Кировская область, Чувашская Республика, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Курганская область, Республика Хакасия, Республика Алтай, Приморский край, Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Амурская область).
Кроме того, не начислялась неустойка по договорам аренды лесных участков за нарушение сроков представления проектов освоения лесов для проведения государственной экспертизы в общей сумме 213,9 млн рублей (Московская область, Ярославская область, Воронежская область, Мурманская область, Республика Северная Осетия (Алания), Республика Дагестан, Ростовская область, Астраханская область, Чувашская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Омская область, Республика Алтай, Республика Саха (Якутия), Амурская область).
В результате несоблюдения требований лесного и бюджетного законодательства за период с 2018 по 2020 годы выявлено нецелевое использование средств субвенций из федерального бюджета в размере 0,6 млн рублей, неправомерное – 5 млн рублей, неэффективное – 110,6 млн рублей (Московская область, Ивановская область, Ярославская область, Владимирская область, Псковская область, Мурманская область, Республика Карелия, Ленинградская область, Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Астраханская область, Кировская область, Чувашская Республика, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Курганская область, Омская область, Республика Алтай, Новосибирская область, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область).
Кроме того, допускаются нарушения законодательства при формировании и доведении государственных заданий учреждениям, подведомственным органам государственной власти, а также при их исполнении.
Так, в нарушение требований Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» установлены факты формирования государственных заданий не в соответствии с видами деятельности, отнесенными учредительными документами учреждений (уставами) к основным видам деятельности (Курская область, Чеченская Республика, Астраханская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Курганская область, Новосибирская область, Республика Саха (Якутия), Амурская область).
Завышены нормативные затраты на выполнение государственных работ (Московская область, Воронежская область, Чеченская Республика, Республика Дагестан, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Амурская область).
Отсутствуют обоснованные расчеты нормативных затрат на выполнение государственных работ (Московская область, Ивановская область, Ярославская область, Курская область, Воронежская область, Чеченская Республика, Республика Северная Осетия (Алания), Республика Дагестан, Астраханская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Республика Алтай, Приморский край, Республика Саха (Якутия)).
Выполнение части мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренных государственными заданиями, передано другим исполнителям (подрядчикам) путем заключения гражданско-правовых договоров без применения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Московская область, Ивановская область, Курская область, Республика Карелия, Чеченская Республика, Республика Северная Осетия (Алания), Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Кировская область, Пермский край, Омская область, Республика Хакасия, Республика Алтай, Новосибирская область, Хабаровский край, Республика Саха (Якутия)).
Анализ проведенных проверок показывает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений (далее – органы государственной власти), при исполнении указанных полномочий допускают нарушения требований законодательства Российской Федерации. Из основных нарушений, выявленных в ходе проверок, следует отметить следующие.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации при ведении государственного лесного реестра допускаются нарушения требований приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».
Так, с нарушением установленных требований составлены акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (далее – ГЛР), акты об изменении документированной информации ГЛР и акты несоответствия данных ГЛР натурному обследованию (Орловская область, Брянская область, Костромская область, Тульская область, Калининградская область, Архангельская область, Республика Коми, Новгородская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия, Республика Адыгея, Ульяновская область, Удмуртская Республика, Пензенская область, Нижегородская область, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Алтайский край, Республика Бурятия, Забайкальский край, Еврейская автономная область, Камчатский край).
Кроме того, не составлялись акты несоответствия данных ГЛР натурному обследованию, акты о внесении документированной информации в ГЛР, акты об изменении документированной информации ГЛР (Тульская область, Новгородская область, Удмуртская Республика, Алтайский край).
Допускаются нарушения установленных требований при подготовке и проведении аукционов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (Архангельская область, Республика Коми, Нижегородская область, Удмуртская Республика, Тюменская область, Иркутская область, Республика Тыва, Забайкальский край, Камчатский край).
Допускаются нарушения требований при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений.
В результате отсутствия должного контроля со стороны органов государственной власти выявлены случаи заключения договоров купли-продажи лесных насаждений по заявлениям, оформленным с нарушением установленных требований (Орловская область, Республика Башкортостан, Забайкальский край, Еврейская автономная область).
При проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов допускаются нарушения требований приказа Минприроды России от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (далее – Порядок государственной экспертизы проекта освоения лесов) и приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».
К примеру, в результате несоблюдения требований Порядка государственной экспертизы проекта освоения лесов органами государственной власти выданы положительные заключения государственной экспертизы на проекты освоения лесов, разработанные с нарушением установленных требований (Брянская область, Калужская область, Тульская область, Калининградская область, Архангельская область, Новгородская область, Республика Коми, Ставропольский край, Ульяновская область, Удмуртская Республика, Оренбургская область, Пензенская область, Нижегородская область, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Алтайский край, Иркутская область, Томская область, Республика Тыва, Республика Бурятия, Магаданская область, Еврейская автономная область, Сахалинская область).
При организации использования лесов не обеспечивается должный контроль за лицами, использующими леса.
Так, в результате отсутствия со стороны органов государственной власти должного контроля за лицами, использующими леса, установлены случаи, когда лесные участки используются без проектов освоения лесов, получивших положительное заключение государственной экспертизы. Кроме того, выявлены факты непредставления лицами, использующими леса, лесных деклараций и отчетов об использовании лесов (Калужская область, Калининградская область, Архангельская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия, Республика Адыгея, Ульяновская область, Удмуртская Республика, Пензенская область, Нижегородская область, Тюменская область, Томская область, Забайкальский край, Магаданская область, Камчатский край).
Допускалось предоставление лесных участков для видов использования лесов, не соответствующих видам разрешенного использования, установленным лесохозяйственными регламентами лесничеств (Ставропольский край, Удмуртская Республика, Нижегородская область, Республика Башкортостан, Тюменская область, Камчатский край).
При представлении информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней допускаются нарушения требований постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1301 «Об утверждении Правил представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней» (Архангельская область, Республика Коми, Новгородская область, Республика Башкортостан, Тюменская область, Алтайский край, Иркутская область, Республика Тыва, Камчатский край).
Кроме того, в нарушение установленных требований заключались дополнительные соглашения к договорам аренды лесных участков, заключенным по результатам торгов (Брянская область, Смоленская область, Калужская область, Костромская область, Калининградская область, Архангельская область, Республика Коми, Ставропольский край, Ульяновская область, Удмуртская Республика, Пензенская область, Нижегородская область, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Алтайский край, Забайкальский край, Иркутская область, Томская область, Республика Бурятия, Камчатский край, Сахалинская область).
Допускаются нарушения при организации охраны лесов от пожаров. В частности, в нарушение требований Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного приказом Минприроды России от 15.11.2016 № 597, авиационное патрулирование проводилось не в установленные сроки (Новгородская область, Республика Марий Эл, Республика Бурятия, Еврейская автономная область, Камчатский край, Сахалинская область).
Кроме того, фактическая кратность авиационного и наземного патрулирования не соответствует установленным требованиям (Костромская область, Архангельская область, Республика Башкортостан, Тюменская область, Алтайский край, Томская область, Республика Тыва, Камчатский край).
При организации защиты лесов выявлены факты проведения лесопатологических обследований и назначения санитарно-оздоровительных мероприятий с нарушением установленных требований (Брянская область, Калужская область, Калининградская область, Новгородская область, Республика Адыгея, Пензенская область, Республика Башкортостан, Саратовская область, Алтайский край, Иркутская область, Республика Тыва, Забайкальский край).
Допускаются нарушения при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и при производстве по делам об административных правонарушениях (Белгородская область, Орловская область, Брянская область, Смоленская область, Калужская область, Тульская область, Калининградская область, Архангельская область, Новгородская область, Республика Ингушетия, Ставропольский край, Республика Адыгея, Ульяновская область, Удмуртская Республика, Оренбургская область, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Саратовская область, Тюменская область, Иркутская область, Томская область, Республика Тыва, Республика Бурятия, Забайкальский край, Магаданская область, Еврейская автономная область, Сахалинская область).
При администрировании платежей за использование лесов допускаются нарушения требований постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Так, органами государственной власти не применялись либо необоснованно применялись корректирующие коэффициенты, а также допускалось необоснованное изменение условий договоров аренды, заключенных по результатам торгов, в результате чего федеральным бюджетом за период с 2017 по 2019 годы не получен доход в общей сумме 404,1 млн рублей (Белгородская область, Орловская область, Брянская область, Смоленская область, Калужская область, Костромская область, Тульская область, Калининградская область, Архангельская область, Республика Коми, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия, Ставропольский край, Республика Адыгея, Волгоградская область, Ульяновская область, Удмуртская Республика, Оренбургская область, Пензенская область, Нижегородская область, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Саратовская область, Тюменская область, Алтайский край, Иркутская область, Томская область, Республика Бурятия, Забайкальский край, Магаданская область, Еврейская автономная область, Камчатский край, Сахалинская область).
Кроме того, не начислялась неустойка по договорам аренды лесных участков за нарушение сроков представления проектов освоения лесов для проведения государственной экспертизы в общей сумме 395,85 млн рублей (Смоленская область, Калужская область, Костромская область, Тульская область, Калининградская область, Архангельская область, Республика Коми, Ставропольский край, Республика Адыгея, Ульяновская область, Оренбургская область, Пензенская область, Республика Башкортостан, Саратовская область, Тюменская область, Алтайский край, Иркутская область, Томская область, Республика Бурятия, Забайкальский край, Магаданская область, Еврейская автономная область, Камчатский край, Сахалинская область).
Допускаются нарушения требований статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также Бюджетного кодекса Российской Федерации при расходовании средств субвенций из федерального бюджета.
В результате несоблюдения требований законодательства за период с 2017 по 2019 годы выявлено нецелевое расходование средств субвенций из федерального бюджета в размере 1,1 млн рублей, неправомерное – 0,8 млн рублей, неэффективное – 61,2 млн рублей (Брянская область, Смоленская область, Калужская область, Костромская область, Тульская область, Калининградская область, Новгородская область, Архангельская область, Республика Коми, Республика Ингушетия, Ставропольский край, Республика Адыгея, Ульяновская область, Удмуртская Республика, Нижегородская область, Республика Башкортостан, Саратовская область, Алтайский край, Иркутская область, Томская область, Республика Тыва, Республика Бурятия, Забайкальский край, Еврейская автономная область, Камчатский край, Сахалинская область).
Кроме того, допускаются нарушения законодательства при формировании, доведении и исполнении государственных заданий учреждениями, подведомственными органам государственной власти.
Вопреки требованиям Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» установлены факты формирования государственных заданий не в соответствии с видами деятельности, отнесенными учредительными документами учреждений (уставами) к основным видам деятельности (Белгородская область, Орловская область, Республика Адыгея, Ставропольский край, Республика Ингушетия, Пензенская область, Нижегородская область, Республика Тыва, Еврейская автономная область, Забайкальский край).
Завышены нормативные затраты на выполнение государственных работ (Костромская область, Тульская область, Архангельская область, Республика Адыгея, Ставропольский край, Республика Ингушетия, Республика Марий Эл, Пензенская область, Нижегородская область, Саратовская область, Ульяновская область, Удмуртская Республика, Томская область, Республика Тыва, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Камчатский край, Сахалинская область).
Отсутствуют обоснованные расчеты нормативных затрат на выполнение государственных работ (Белгородская область, Брянская область, Костромская область, Орловская область, Республика Адыгея, Ставропольский край, Республика Ингушетия, Архангельская область, Республика Коми, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Пензенская область, Нижегородская область, Саратовская область, Удмуртская Республика, Иркутская область, Томская область, Республика Тыва, Еврейская автономная область, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область).
Кроме того, в состав затрат на выполнение государственных работ необоснованно включены иные расходы (Брянская область, Архангельская область, Республика Коми, Новгородская область, Волгоградская область, Республика Башкортостан, Нижегородская область, Саратовская область, Удмуртская Республика, Томская область, Республика Тыва, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Магаданская область, Сахалинская область).
Анализ проведенных проверок показывает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений, при исполнении указанных полномочий допускают нарушения требований законодательства Российской Федерации. Из основных нарушений, выявленных в ходе проверок, отмечено следующее.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации при ведении государственного лесного реестра допускаются нарушения требований приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».
Так, с нарушением установленных требований составлены акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Астраханская область, Брянская область, Еврейская автономная область, Костромская область, Нижегородская область, Оренбургская область, 2
Республика Ингушетия, Сахалинская область, Алтайский край, Смоленская область, Чеченская Республика, Ивановская область, Псковская область, Мурманская область, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Татарстан, Курганская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская область, Республика Саха (Якутия), Приморский край).
При проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов допускаются нарушения требований приказа Минприроды России от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов».
К примеру, в результате несоблюдения требований Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов органами государственной власти выданы положительные заключения государственной экспертизы на проекты освоения лесов, разработанные с нарушением установленных требований (Алтайский край, Астраханская область, Брянская область, Волгоградская область, Еврейская автономная область, Калужская область, Камчатский край, Кабардино-Балкарская Республика, Курская область, Магаданская область, Оренбургская область, Пензенская область, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Тыва, Сахалинская область, Томская область, Тюменская область, Чувашская Республика, Кировская область, Московская область, Хабаровский край, Московская область, Рязанская область, Ярославская область, Владимирская область, Тверская область, Ленинградская область, Республика Северная Осетия (Алания), Ставропольский край, Ростовская область, Республика Адыгея, Краснодарский край, Удмуртская Республика, Самарская область, Кировская область, Пермский край, Ульяновская область, Республика Татарстан, Курганская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская область, Кемеровская область, Республика Алтай, Омская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Амурская область).
Допускаются нарушения требований при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений.
В результате отсутствия должного контроля со стороны органов государственной власти выявлены случаи превышения нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд. Кроме того, вскрыты факты заключения договоров купли-продажи лесных насаждений по заявлениям, оформленным с нарушением установленных требований (Брянская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Иркутская область, Калужская область, Пензенская область, Республика Бурятия, Сахалинская область, Камчатский край, Республика Марий Эл, Республика Тыва, Томская область, Ивановская область, Республика Северная Осетия (Алания), Пермский край, Республика Алтай, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Амурская область).3
При организации использования лесов не обеспечивается должный контроль за лицами, использующими леса.
Так, в результате отсутствия со стороны органов государственной власти должного контроля за лицами, использующими леса, установлены случаи, когда лесные участки используются без проектов освоения лесов, получивших положительное заключение государственной экспертизы. Кроме того, выявлены факты непредставления лицами, использующими леса, лесных деклараций и отчетов об использовании лесов (Архангельская область, Брянская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Калининградская область, Калужская область, Кабардино-Балкарская Республика, Магаданская область, Ненецкий автономный округ, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Саратовская область, Алтайский край, Белгородская область, Московская область, Рязанская область, Ивановская область, Ярославская область, Воронежская область, Псковская область, Мурманская область, Республика Карелия, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Самарская область, Пермский край, Республика Татарстан, Курганская область, Омская область).
Допускаются нарушения при организации охраны лесов от пожаров.
В частности, в нарушение требований Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного приказом Минприроды России от 15.11.2016 № 597, авиационное патрулирование проводилось не в установленные сроки (Еврейская автономная область, Забайкальский край, Камчатский край, Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Тыва, Мурманская область, Республика Алтай, Приморский край).
При организации защиты лесов имели место нарушения требований приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 09.06.2015 № 182 «Об утверждении методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах» (утратил силу 26.01.2017 в связи с изданием приказа Рослесхоза от 27.10.2016 № 441), а также нарушения требований приказа Минприроды России от 16.09.2016 № 480 «Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования».
Так, с нарушением установленных требований проведены лесопатологические обследования и назначены санитарно-оздоровительные мероприятия (Новгородская область, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Нижегородская область, Магаданская область, Астраханская область, Калининградская область, Забайкальский край, Оренбургская область, Республика Ингушетия, Республика Коми, Республика Тыва, Саратовская область, Тульская область, Тюменская область, Московская область, Владимирская область, Ивановская область, Тверская область, Ярославская область, Псковская область, Республика Карелия, Вологодская область, Ленинградская область, Мурманская область, Ставропольский край, Ростовская область, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, 4
Удмуртская Республика, Кировская область, Пермский край, Республика Татарстан, Челябинская область, Кемеровская область, Республика Алтай, Республика Хакасия, Омская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область).
При производстве по делам об административных правонарушениях в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) допускаются нарушения процессуальных норм, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Архангельская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Иркутская область, Калининградская область, Камчатский край, Магаданская область, Нижегородская область, Новгородская область, Пензенская область, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Марий Эл, Оренбургская область, Саратовская область, Сахалинская область, Смоленская область, Томская область, Тюменская область, Чувашская Республика, Республика Коми, Свердловская область, Чеченская Республика, Псковская область, Мурманская область, Республика Карелия, Вологодская область, Республика Северная Осетия (Алания), Ставропольский край, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Удмуртская Республика, Самарская область, Курганская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Кемеровская область, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область).
При администрировании платежей за использование лесов допускаются нарушения требований постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Так, органами государственной власти не применялись либо необоснованно применялись корректирующие коэффициенты, в результате чего федеральным бюджетом за период с 2014 по 2016 годы не получен доход в общей сумме 101,3 млн рублей (Алтайский край, Архангельская область, Волгоградская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край, Костромская область, Курская область, Кабардино-Балкарская Республика, Магаданская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Тыва, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Чувашская Республика, Московская область, Рязанская область, Ивановская область, Ярославская область, Владимирская область, Тверская область, Воронежская область, Мурманская область, Республика Карелия, Вологодская область, Ленинградская область, Республика Северная Осетия (Алания), Ставропольский край, Ростовская область, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Удмуртская Республика, Самарская область, 5
Кировская область, Пермский край, Ульяновская область, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская область, Кемеровская область, Республика Алтай, Новосибирская область, Республика Хакасия, Омская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область).
Допускаются нарушения требований статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также Бюджетного кодекса Российской Федерации при расходовании средств субвенций из федерального бюджета.
В результате несоблюдения требований законодательства за период с 2014 по 2016 годы выявлено нецелевое расходование средств субвенций из федерального бюджета в размере 79,27 млн рублей, неправомерное – 235,1 млн рублей, неэффективное – 95,5 млн рублей (Архангельская область, Брянская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Калининградская область, Костромская область, Курская область, Нижегородская область, Новгородская область, Оренбургская область, Томская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Волгоградская область, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Тыва, Чувашская Республика, Камчатский край, Белгородская область, Орловская область, Московская область, Ярославская область, Владимирская область, Воронежская область, Мурманская область, Республика Карелия, Вологодская область, Ленинградская область, Республика Северная Осетия (Алания), Ставропольский край, Ростовская область, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Кировская область, Пермский край, Ульяновская область, Республика Татарстан, Курганская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская область, Кемеровская область, Республика Алтай, Новосибирская область, Республика Хакасия, Омская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область).
Кроме того, допускаются нарушения законодательства при формировании и доведении до подведомственных учреждений государственных заданий.
Вопреки требованиям Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» установлены факты формирования государственных заданий не соответствующих видам деятельности, отнесенным учредительными документами учреждений (уставами) к основным видам деятельности (Еврейская автономная область, Саратовская область, Республика Марий Эл, Тульская область, Свердловская область, Брянская область, Забайкальский край, Ярославская область, Ивановская область, Московская область, Владимирская область, Тверская область, Воронежская область, Республика Карелия, Ханты-Мансийский автономный округ, Кемеровская область, Республика Саха (Якутия)).
Анализ проведенных проверок показывает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений (далее – органы государственной власти), при исполнении указанных полномочий допускают нарушения требований законодательства Российской Федерации. Из основных нарушений, выявленных в ходе проверок, следует отметить следующие.
Органами государственной власти при ведении государственного лесного реестра допускаются нарушения требований приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».
Так, с нарушением установленных требований составлены акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (далее – ГЛР) 2
(Ивановская область, Мурманская область, Кировская область, Курганская область, Ямало-Ненецкий автономный округ).
Кроме того, не составлялись акты несоответствия данных ГЛР натурному обследованию, акты о внесении документированной информации в ГЛР, акты об изменении документированной информации ГЛР (Владимирская область, Вологодская область, Ленинградская область, Республика Северная Осетия (Алания), Самарская область, Кировская область, Республика Татарстан, Курганская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Республика Хакасия, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край).
При проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов допускаются нарушения требований Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496 (далее – Порядок государственной экспертизы проекта освоения лесов).
К примеру, в результате несоблюдения требований Порядка государственной экспертизы проекта освоения лесов органами государственной власти выданы положительные заключения государственной экспертизы на проекты освоения лесов, разработанные с нарушением установленных требований (Тамбовская область, Московская область, Ивановская область, Рязанская область, Владимирская область, Воронежская область, Вологодская область, Ленинградская область, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия (Алания), Самарская область, Кировская область, Пермский край, Курганская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Омская область, Приморский край, Хабаровский край).
Допускаются нарушения требований при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений.
В результате отсутствия должного контроля со стороны органов государственной власти выявлены случаи превышения нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд. Кроме того, установлены факты заключения договоров купли-продажи лесных насаждений по заявлениям, оформленным с нарушением установленных требований (Республика Дагестан, Республика Хакасия, Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край).
При организации использования лесов не обеспечивается должный контроль за лицами, использующими леса.
Так, в результате отсутствия со стороны органов государственной власти должного контроля за лицами, использующими леса, установлены случаи, когда лесные участки используются без проектов освоения лесов, получивших положительное заключение государственной экспертизы. Кроме того, выявлены факты непредставления лицами, использующими леса, лесных деклараций и отчетов об использовании лесов (Московская область, Рязанская область, Мурманская область, Ленинградская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Краснодарский край, Курганская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Приморский край).3
Допускалось предоставление лесных участков для видов использования лесов, не соответствующих видам разрешенного использования, установленным лесохозяйственными регламентами лесничеств (Ивановская область, Республика Дагестан, Краснодарский край, Самарская область, Республика Татарстан, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область).
Кроме того, в нарушение установленных требований заключались дополнительные соглашения к договорам аренды лесных участков, заключенным по результатам торгов (Московская область, Рязанская область, Ярославская область, Владимирская область, Республика Карелия, Псковская область, Ленинградская область, Карачаево-Черкесская Республика, Пермский край, Челябинская область).
Допускаются нарушения при организации охраны лесов от пожаров. В частности, в нарушение требований Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного приказом Минприроды России от 15.11.2016 № 597, авиационное патрулирование проводилось не в установленные сроки (Омская область, Республика Алтай, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край).
Кроме того, фактическая кратность авиационного патрулирования не соответствует установленным требованиям (Вологодская область, Республика Карелия, Пермский край, Кировская область, Республика Хакасия, Новосибирская область, Омская область, Республика Алтай, Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия)).
При организации защиты лесов выявлены факты проведения лесопатологических обследований и назначения санитарно-оздоровительных мероприятий с нарушением установленных требований (Московская область, Ивановская область, Рязанская область, Ленинградская область, Республика Дагестан, Кировская область, Пермский край, Новосибирская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия)).
При производстве по делам об административных правонарушениях в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) допускаются нарушения процессуальных норм, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Московская область, Ивановская область, Рязанская область, Ярославская область, Владимирская область, Тверская область, Воронежская область, Мурманская область, Республика Карелия, Вологодская область, Ленинградская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Кировская область, Пермский край, Республика Татарстан, Курганская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Челябинская область, Кемеровская область, Омская область, Республика Алтай, Новосибирская область, Республика Хакасия, Красноярский край, Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область).
При администрировании платежей за использование лесов допускаются нарушения требований постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».4
Так, органами государственной власти не применялись либо необоснованно применялись корректирующие коэффициенты, а также допускалось необоснованное изменение условий договоров аренды, заключенных по результатам торгов, в результате чего федеральным бюджетом за период с 2016 по 2017 годы не получен доход в общей сумме 108,8 млн рублей (Липецкая область, Московская область, Ивановская область, Рязанская область, Ярославская область, Владимирская область, Тверская область, Воронежская область, Псковская область, Мурманская область, Республика Карелия, Вологодская область, Ленинградская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия (Алания), Ростовская область, Краснодарский край, Самарская область, Пермский край, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская область, Кемеровская область, Омская область, Республика Алтай, Новосибирская область, Республика Хакасия, Красноярский край, Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область).
Кроме того, не начислялась неустойка по договорам аренды лесных участков за нарушение сроков представления проектов освоения лесов для проведения государственной экспертизы в общей сумме 176,79 млн рублей (Московская область, Ивановская область, Ярославская область, Владимирская область, Тверская область, Псковская область, Мурманская область, Республика Карелия, Вологодская область, Ленинградская область, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край, Пермский край, Республика Татарстан, Челябинская область, Новосибирская область, Красноярский край, Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область).
Допускаются нарушения требований статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также Бюджетного кодекса Российской Федерации при расходовании средств субвенций из федерального бюджета.
В результате несоблюдения требований законодательства за период с 2016 по 2017 годы выявлено нецелевое расходование средств субвенций из федерального бюджета в размере 24,95 млн рублей, неправомерное – в размере 25,25 млн рублей, неэффективное – в размере 53,70 млн рублей (Ярославская область, Тверская область, Тамбовская область, Владимирская область, Республика Карелия, Ленинградская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия (Алания), Ростовская область, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Кировская область, Пермский край, Республика Татарстан, Челябинская область, Кемеровская область, Омская область, Новосибирская область, Республика Хакасия, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область).
Кроме того, допускаются нарушения законодательства при формировании и доведении государственных заданий учреждениям, подведомственным органам государственной власти.
Вопреки требований Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» установлены факты формирования государственных заданий не в соответствии с видами деятельности, отнесенными учредительными 5
документами учреждений (уставами) к основным видам деятельности (Тамбовская область, Московская область, Тверская область, Псковская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан, Челябинская область, Республика Саха (Якутия), Амурская область).
В нормативные затраты на выполнение работ необоснованно включены иные расходы (Московская область, Ивановская область, Рязанская область, Псковская область, Мурманская область, Вологодская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия (Алания), Ростовская область, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Омская область, Красноярский край, Чукотский автономный округ, Хабаровский край, Амурская область).
Отсутствуют обоснованные расчеты нормативных затрат на выполнение государственных работ (Московская область, Ярославская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия (Алания), Республика Калмыкия, Краснодарский край, Кировская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Кемеровская область, Красноярский край, Чукотский автономный округ, Приморский край, Хабаровский край).