Результаты проверок
28 мая 2018
Информация о нарушениях законодательства, выявленных в ходе проверок исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений, проведенных в 2016 – 2017 годах

Анализ проведенных в 2016 – 2017 годах проверок исполнения переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий показывает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений, при исполнении указанных полномочий допускают нарушения требований законодательства Российской Федерации. Из основных нарушений, выявленных в ходе проверок, отмечено следующее.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации при ведении государственного лесного реестра допускаются нарушения требований приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».

Так, с нарушением установленных требований составлены акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Астраханская область, Брянская область, Еврейская автономная область, Костромская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Республика Ингушетия, Сахалинская область, Алтайский край, Смоленская область, Чеченская Республика, Ивановская область, Псковская область, Мурманская область, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Татарстан, Курганская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Челябинская область, Республика Саха (Якутия), Приморский край).

При проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов допускаются нарушения требований приказа Минприроды России от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов».

К примеру, в результате несоблюдения требований Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов органами государственной власти выданы положительные заключения государственной экспертизы на проекты освоения лесов, разработанные с нарушением установленных требований (Алтайский край, Астраханская область, Брянская область, Волгоградская область, Еврейская автономная область, Калужская область, Камчатский край, Кабардино-Балкарская Республика, Курская область, Магаданская область, Оренбургская область, Пензенская область, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Тыва, Сахалинская область, Томская область, Тюменская область, Чувашская Республика, Кировская область, Московская область, Хабаровский край, Московская область, Рязанская область, Ярославская область, Владимирская область, Тверская область, Ленинградская область, Республика Северная Осетия (Алания), Ставропольский край, Ростовская область, Республика Адыгея, Краснодарский край, Удмуртская Республика, Самарская область, Кировская область, Пермский край, Ульяновская область, Республика Татарстан, Курганская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Челябинская область, Кемеровская область, Республика Алтай, Омская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Амурская область).

Допускаются нарушения требований при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений.

В результате отсутствия должного контроля со стороны органов государственной власти выявлены случаи превышения нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд. Кроме того, вскрыты факты заключения договоров купли-продажи лесных насаждений по заявлениям, оформленным с нарушением установленных требований (Брянская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Иркутская область, Калужская область, Пензенская область, Республика Бурятия, Сахалинская область, Камчатский край, Республика Марий Эл, Республика Тыва, Томская область, Ивановская область, Республика Северная Осетия (Алания), Пермский край, Республика Алтай, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Амурская область).

При организации использования лесов не обеспечивается должный контроль за лицами, использующими леса.

Так, в результате отсутствия со стороны органов государственной власти должного контроля за лицами, использующими леса, установлены случаи, когда лесные участки используются без проектов освоения лесов, получивших положительное заключение государственной экспертизы. Кроме того, выявлены факты непредставления лицами, использующими леса лесных деклараций и отчетов об использовании лесов (Архангельская область, Брянская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Калининградская область, Калужская область, Кабардино-Балкарская Республика, Магаданская область, Ненецкий автономный округ, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Саратовская область, Алтайский край, Белгородская область, Московская область, Рязанская область, Ивановская область, Ярославская область, Воронежская область, Псковская область, Мурманская область, Республика Карелия, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Самарская область, Пермский край, Республика Татарстан, Курганская область, Омская область).

Допускаются нарушения при организации охраны лесов от пожаров. В частности, в нарушение требований Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного приказом Минприроды России от 15.11.2016 № 597, авиационное патрулирование проводилось не в установленные сроки (Еврейская автономная область, Забайкальский край, Камчатский край, Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Тыва, Мурманская область, Республика Алтай, Приморский край). При организации защиты лесов имели место нарушения требований приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 09.06.2015 № 182 «Об утверждении методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах» (утратил силу 26.01.2017 в связи с изданием приказа Рослесхоза от 27.10.2016 № 441), а также нарушения требований приказа Минприроды России от 16.09.2016 № 480 «Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования».

Так, с нарушением установленных требований проведены лесопатологические обследования и назначены санитарно-оздоровительные мероприятия (Новгородская область, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Нижегородская область, Магаданская область, Астраханская область, Калининградская область, Забайкальский край, Оренбургская область, Республика Ингушетия, Республика Коми, Республика Тыва, Саратовская область, Тульская область, Тюменская область, Московская область, Владимирская область, Ивановская область, Тверская область, Ярославская область, Псковская область, Республика Карелия, Вологодская область, Ленинградская область, Мурманская область, Ставропольский край, Ростовская область, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Удмуртская Республика, Кировская область, Пермский край, Республика Татарстан, Челябинская область, Кемеровская область, Республика Алтай, Республика Хакасия, Омская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область).

При производстве по делам об административных правонарушениях в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) допускаются нарушения процессуальных норм, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Архангельская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Иркутская область, Калининградская область, Камчатский край, Магаданская область, Нижегородская область, Новгородская область, Пензенская область, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Марий Эл, Оренбургская область, Саратовская область, Сахалинская область, Смоленская область, Томская область, Тюменская область, Чувашская Республика, Республика Коми, Свердловская область, Чеченская Республика, Псковская область, Мурманская область, Республика Карелия, Вологодская область, Республика Северная Осетия (Алания), Ставропольский край, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Удмуртская Республика, Самарская область, Курганская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Кемеровская область, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область).

При администрировании платежей за использование лесов допускаются нарушения требований постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Так, органами государственной власти не применялись либо необоснованно применялись корректирующие коэффициенты, в результате чего федеральным бюджетом за период с 2014 по 2016 годы не получен доход в общей сумме 101,3 млн рублей (Алтайский край, Архангельская область, Волгоградская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край, Костромская область, Курская область, Кабардино-Балкарская Республика, Магаданская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Тыва, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Чувашская Республика, Московская область, Рязанская область, Ивановская область, Ярославская область, Владимирская область, Тверская область, Воронежская область, Мурманская область, Республика Карелия, Вологодская область, Ленинградская область, Республика Северная Осетия (Алания), Ставропольский край, Ростовская область, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Удмуртская Республика, Самарская область, Кировская область, Пермский край, Ульяновская область, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Челябинская область, Кемеровская область, Республика Алтай, Новосибирская область, Республика Хакасия, Омская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область).

Допускаются нарушения требований статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также Бюджетного кодекса Российской Федерации при расходовании средств субвенций из федерального бюджета.

В результате несоблюдения требований законодательства за период с 2014 по 2016 годы выявлено нецелевое расходование средств субвенций из федерального бюджета в размере 79,27 млн рублей, неправомерное – 235,1 млн рублей, неэффективное – 95,5 млн рублей (Архангельская область, Брянская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Калининградская область, Костромская область, Курская область, Нижегородская область, Новгородская область, Оренбургская область, Томская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Волгоградская область, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Тыва, Чувашская Республика, Камчатский край, Белгородская область, Орловская область, Московская область, Ярославская область, Владимирская область, Воронежская область, Мурманская область, Республика Карелия, Вологодская область, Ленинградская область, Республика Северная Осетия (Алания), Ставропольский край, Ростовская область, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Кировская область, Пермский край, Ульяновская область, Республика Татарстан, Курганская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Челябинская область, Кемеровская область, Республика Алтай, Новосибирская область, Республика Хакасия, Омская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область).

Кроме того, допускаются нарушения законодательства при формировании и доведении государственных заданий подведомственным учреждениям.

Вопреки требований Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», установлены факты формирования государственных заданий не в соответствии с видами деятельности, отнесенными учредительными документами учреждений (уставами) к основным видам деятельности (Еврейская автономная область, Саратовская область, Республика Марий Эл, Тульская область, Свердловская область, Брянская область, Забайкальский край, Ярославская область, Ивановская область, Московская область, Владимирская область, Тверская область, Воронежская область, Республика Карелия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Кемеровская область, Республика Саха (Якутия)).