16 августа 2023

В связи с поступлением многочисленных обращений граждан и организаций об обосновании предложений органов местного самоуправления о создании и изменении границ (величина радиуса) особо защитных участков лесов «участки лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных пунктов» в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 05.08.2022 № 510 (далее – Лесоустроительная инструкция), Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает следующее.

Признаки и нормативы выделения особо защитных участков лесов, изменения границ земель, на которых они расположены, установлены Лесоустроительной инструкцией, введенной в действие с 1 марта 2023 года.

К особо защитным участкам лесов относятся участки лесных земель, имеющие защитное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Проектирование особо защитных участков лесов осуществляется в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках.

Согласно пункту 134 Лесоустроительной инструкции к участкам лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных пунктов относятся участки лесных земель, непосредственно примыкающие к таким населенным пунктам в радиусе 1 километра, выделяемые от границы поселков городского типа, сельских населенных пунктов. Проектирование участков лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных пунктов осуществляется на основании сведений об описании местоположения границ поселков городского типа, сельских населенных 2 пунктов, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с учетом сохранения статуса ранее выделенного данного вида особо защитного участка лесов на основании материалов предыдущего лесоустройства.

Создание и изменение границ (величина радиуса) данного вида особо защитных участков лесов устанавливается на основании обоснованных предложений органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 119 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.

Статьей 5 Лесного кодекса установлено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, является охраной окружающей среды.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 15, пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) организация мероприятий по охране окружающей среды относится к вопросам местного значения муниципального района, муниципального, городского округа.

В целях социально-экономического и культурного развития муниципального образования, развития его общественной инфраструктуры принимаются соответствующие решения.

Федеральным законом № 131-ФЗ установлено, что Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и представляет муниципальное образование в отношениях с органами государственной власти.

Таким образом, по мнению Рослесхоза, границы (величина радиуса) особо защитных участков лесов «участки лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных пунктов» могут быть изменены в целях социально-экономического и культурного развития муниципального образования, развития его общественной инфраструктуры, на основании обоснованных предложений Главы муниципального образования, с приложением проекта особо защитных участков лесов, составленного в соответствии с пунктом 45 Лесоустроительной инструкции.

При этом в соответствующем обращении Главы муниципального образования необходимо подробно указать причины изменения границ особо защитных участков лесов и эффект, к которому такое изменение приведет.

Одновременно с этим в случае наличия критериев выделения других видов особо защитных участков лесов, установленных Лесоустроительной инструкцией, необходима проработка вопроса в части отнесения лесных участков, исключаемых из 3 границ особо защитных участков лесов, к иным видам особо защитных участков лесов.

29 сентября 2022

Федеральным агентством лесного хозяйства по результатам рассмотрения обращений, содержащих информацию о фактах возможного нарушения законодательства при использовании лесного участка с кадастровым номером 50:22:0020101:11324, установлено следующее.

Указанный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Муниципальному учреждению «Парк культуры и отдыха» муниципального образования городского округа Люберцы Московской области для осуществления рекреационной деятельности (далее – Учреждение).

В настоящее время Учреждением заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проекта освоения лесов (далее – ПОЛ).

Вопрос своевременного предоставления Учреждением ПОЛ и проведения государственной экспертизы ПОЛ находится на контроле Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу.

По вопросу загрязнения лесного участка бытовым мусором отмечается, что специалистами Подольского филиала ГКУ МО «Мособллес» в сентябре 2022 года осуществлено патрулирование лесного участка с кадастровым номером 50:22:0020101:11324, в ходе которого фактов загрязнения бытовым мусором не выявлено.

14 июля 2021

Правилами разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 № 377 установлено, что в графе 41 Приложения № 8 к плану тушения лесных пожаров указываются реквизиты договора (соглашения), на основании которого осуществляется привлечение и использование сил и средств, которые могут быть привлечены для борьбы с лесными пожарами.

В соответствии с пунктом 33 Методических указаний по заполнению формы плана тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 16.12.2013 № 591, в приложении № 8 «Силы и средства, которые могут быть привлечены для борьбы с лесными пожарами» указывается информация в случае наличия договора (соглашения), на основании которого осуществляется привлечение и использование сил и средств пожаротушения.

Кроме того, пунктом 2.1 части 2 статьи 53.4 Лесного кодекса установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование или в аренду, а также обладатели сервитута, принимают участие в осуществлении мероприятий по тушению лесного пожара на соответствующем лесном участке (в границах соответствующего сервитута), за исключением осуществления мероприятий, предусмотренных пунктами 4.1 и 4.2 части 1 указанной статьи, в соответствии со сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.

Исходя из указанных норм, включение лиц, использующих леса, в планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств и сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, является обоснованной необходимостью.

Согласно пункту 2 статьи 53.4 Лесного кодекса лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке обязаны немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара. Кроме того, участие подразумевает привлечение сил и средств пожаротушения согласно Сводному плану тушения лесных пожаров.

Согласно пункту 13 раздела II приказа Минприроды России от 08.07.2014 № 313 «Об утверждении Правил тушения лесных пожаров», в случае привлечения к тушению лесных пожаров населения и (или) работников организаций, в соответствии с планами тушения лесных пожаров, руководство работой указанных лиц осуществляют ответственные лица из числа работников подразделений лесопожарных организаций.

Компенсация затрат лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование или в аренду, а также обладателей сервитута, принимающих участие в тушении лесных пожаров на соответствующем участке, может быть осуществлена как за счет средств субъекта Российской Федерации, средств арендаторов (и иных пользователей) лесных участков, так и за счет средств субвенций из федерального бюджета, предоставляемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации на выполнение переданных полномочий в области лесных отношений.

При этом положения об участии названных лиц в тушении лесных пожаров, а также о компенсации понесенных затрат должны быть в обязательном порядке отражены в договоре (соглашении), который, в свою очередь, необходимо заключать с каждым арендатором (или иным пользователем) лесного участка, включаемым в Сводный план тушения лесных пожаров.

К действующим договорам (соглашениям) рекомендуется заключить дополнительные соглашения. Расчет объемов компенсируемых затрат рекомендуется осуществлять в соответствии с нормативами затрат на тушение лесных пожаров, установленными для бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации.

В случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (абзац 2 части 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В случае если в субъекте Российской Федерации введен режим чрезвычайной ситуации субъекту Российской Федерации предлагается руководствоваться пунктом 2 статьи 24 федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и пунктом 34 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», предусматривающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций всех форм собственности за счет собственных средств.

13 апреля 2021

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Рослесхоз, в том числе через свои территориальные органы, осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее – контроль за переданными полномочиями).

Перечень переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений установлен частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

При реализации указанных полномочий Рослесхоз и его территориальные органы руководствуются, в том числе, требованиями приказа Минприроды России от 03.07.2019 № 434 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» (далее – Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка предметом осуществления контроля за переданными полномочиями является соблюдение органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – подконтрольные органы) и их подведомственными организациями законодательства Российской Федерации в области лесных отношений при осуществлении ими переданных полномочий.

В соответствии Порядком подконтрольные органы имеют право на обжалование действий (бездействия) должностных лиц, совершенных в ходе проведения проверок за переданными полномочиями, путем подачи мотивированного обращения, подписанного руководителем подконтрольного органа (уполномоченным лицом), по результатам рассмотрения которого принимается соответствующее решение.

Таким образом, Порядок регулирует отношения между контролирующим органом (Рослесхоз, его территориальные органы) и подконтрольным субъектом (органы государственной власти субъекта Российской Федерации), возникающие при организации и проведении проверок в рамках контроля за переданными полномочиями, и не распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

13 апреля 2021

В соответствии с пунктом 1 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 Лесного кодекса.

Следует отметить, что мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, должны быть согласованы и утверждены членами комиссии по чрезвычайным ситуациям регионального значения, а также проведены в период действия режима чрезвычайной ситуации.

В соответствии с пунктом 5 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047, проведение лесопатологических обследований и предупреждения распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Учитывая изложенное, по мнению Рослесхоза, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке, переданном в аренду в целях заготовки древесины, пострадавшим от воздействия лесного пожара в период действия режима чрезвычайной ситуации, должно обеспечиваться арендатором лесного участка.

13 апреля 2021

Определения выборочной санитарной рубки и сплошной санитарной рубки установлены ГОСТ Р 57973-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Санитарная безопасность в лесах. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие приказом Росстандарта от 21.11.2017 № 1793-ст.

Выборочная санитарная рубка (рубка поврежденных лесных насаждений) - рубка сухостойных и создающих угрозу распространения вредных организмов, больных, заселенных стволовыми насекомыми деревьев с целью улучшения санитарного и лесопатологического состояния насаждения.

Сплошная санитарная рубка (рубка погибших лесных насаждений) - сплошная рубка потерявших жизнеспособность и утративших свои целевые функции насаждений.

13 апреля 2021

Согласно Правилам санитарной безопасности в лесах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047 и Правилам осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденным приказом Минприроды России от 09.11.2020

№ 912 (далее - Правила № 912) допускается рубка деревьев с наличием структурных изъянов, в том числе гнилей, обрыва корней, опасного наклона, способных привести к падению всего дерева или его части и причинению ущерба государственному, муниципальному имуществу, а также имуществу и здоровью граждан (аварийные деревья).

Рубка аварийных деревьев осуществляется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – уполномоченные органы), а на лесных участках, предоставленных в пользование для осуществления рекреационной деятельности, лицами, использующими лесные участки. Рубка аварийных деревьев проводится в защитных лесах и эксплуатационных лесах, расположенных на расстоянии не более 100 метров от границ населенных пунктов и на лесных участках, предоставленных в пользование для осуществления рекреационной деятельности.

Согласно Правилам № 912 для установления факта аварийности деревьев проводится обследование деревьев вне зависимости от вегетационного периода и времени года. По результатам обследования аварийных деревьев составляется акт обследования аварийных деревьев по форме, указанной в Приложении № 2 к Правилам № 912. Результаты обследования аварийных деревьев утверждаются уполномоченным органом, и в срок не позднее трех рабочих дней со дня утверждения размещаются на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом также следует отметить, что согласно пункту 17 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993, при заготовке гражданами для собственных нужд в целях отопления сухостойной, ветровальной и буреломной древесины и очистке лесов от захламления допускается разработка лесосек без установления и обозначения на местности границы лесосек. При этом на деревьях, подлежащих рубке, делаются отметки (яркая лента, липкая лента, краска, затески), то есть осуществляется учет каждого дерева.

Рубка указанных деревьев для собственных нужд граждан осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

В данном случае, по мнению Рослесхоза, следует исходить из того, что насаждение по своему состоянию не требует проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, но в его составе присутствуют отдельные сухостойные, ветровальные и буреломные деревья, которые могут быть использованы гражданами для собственных нужд (для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд установленных законами субъектов Российской Федерации).

13 апреля 2021

Федеральным агентством лесного хозяйства совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления ежегодно проводятся общественные акции по посадке деревьев на территории всех субъектов Российской Федерации: весенняя акция «Сад памяти» и осенняя Всероссийская акция «Сохраним лес».

В рамках вышеуказанных акций проходят мероприятия по посадке леса, созданию скверов, аллей, парков, озеленению населенных пунктов, образовательных учреждений, больниц, при участии сотрудников федеральных и региональных органов государственной власти, работников лесного хозяйства, общественных, научных и лесопромышленных организаций, ветеранов войны, сотрудников лесничеств, студентов вузов, учащихся средних учебных заведений, школьников.

Акции «Сад памяти» и «Сохраним лес» проводятся в период с марта по июнь и с сентября по ноябрь соответственно во всех субъектах Российской Федерации.

Информация по участкам проведения акций размещается на сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений.

Кроме того, в 2019 году была разработана информационная платформа с указанием мест проведения мероприятий, площади планируемых посадок деревьев, породном и количеством составе посадочного материала. Информация будет размещаться на сайтах: «садпамяти2021.рф» и «сохранимлес2021.рф».