18 февраля 2020
11:58
Тобольские школьники раскрыли тайны Барского леса
Тобольские школьники раскрыли тайны Барского леса

Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу попросил уральских школьников выбрать Событие года в своем регионе – самое важное и интересное местное событие, затрагивающее лесную тематику и произошедшем в 2019 году. Сегодня мы публикуем работу школьниц из Тобольска.

Барский лес – частичка моей малой Родины

«Барин, барин едет!!!»

Громкие крики нарушили привычную тишину барского леса. Действительно, вдалеке послышался звон бубенцов и колокольчиков, разливавшийся по всей округе. И тут же в барском доме все забегали, засуетились. «Глашка с Машкой, живо накрывайте на стол! Прошка, ты что стоишь? Иди, встречай барина!»

К приезду барина готовились заранее, но, главное, выходили с граблями в молодые хвойники и чистили их «под метлу».

Но барин не торопился в свою усадьбу. Проезжая по владениям, он всегда любовался своим лесом и сам себе завидовал: не каждый, даже самый богатый помещик, может похвастаться таким богатством.

И сегодня, первым делом, он остановился у небольших сосёнок, спустился с повозки, окинул взглядом свои владения и улыбнулся. «А всё-таки я богат, раз у меня есть такой лес», - подумалось барину…

Именно барский лес скрывает от постороннего глаза село Карачино, спрятавшееся за вековыми соснами. Что за село и что за нерусское название?

Родословие села Карачинского ведётся с начала XVII в.

Впервые, как о русском селении, упоминается в записях дозорной книги 1624 г.: «…деревня Карачинская в шесть дворов стояла на озере карачинском…». Место расположения деревни позволяет предполагать, что стояла она неподалёку от Карачин-городка, древнего татарского селения, где проживал приближённый хана Кучума мурза Карача.

Основным населением деревни в XVII веке были служилые люди. К 1782 г. деревня Карачинская насчитывала 92 государственных крестьянина (к крестьянам были причислены все, кто обрабатывал государеву пашню). Основным занятием крестьян было хлебопашество.

В 1863 году была построена церковь во имя Казанской Божьей Матери, вследствие чего деревня получила статус села. Кроме церкви, в селе действовала школа грамотности, основанная в 1872 г. Из торговых учреждений были открыты две торговые лавки и хлебозапасный магазин. В селе стояли две кузницы, почтовая и земская станции, которые обслуживали проходивший через Карачинское почтовый тракт. Здесь же проходил полуэтап ссыльных.

Колхоз, появившийся в селе в советское время, носил разные названия: КИМ (коммунистический интернационал молодёжи), «Сталинский путь» (50-60-е годы), а на очередном собрании в 70-е годы было решено переименовать колхоз в «Зарю коммунизма».

Во время укрепления коллективного хозяйства, в 50-е годы, к колхозу «Сталинский путь» присоединились близлежащие, но центральным по-прежнему оставался колхоз в селе Карачино. А вскоре вышеназванный колхоз-миллионер получил знамя за надои и за мясо, долгое время стоявшее на сцене местного клуба. Электричество давали за счёт дизеля.

70-е годы можно назвать «золотым временем» села: оно хорошело на глазах, выросли новые улицы, строились жилые деревянные дома…

Сейчас в селе 593 жителя. Население пополняется за счёт коттеджей, строящихся городскими жителями. Есть школа, магазины, лесничество, медпункт, почта, не сохранилась церковь и, как ни странно, нет детского сада.

История села неразрывно связана с лесом

В Карачинских местах особенная чистота соснового духа. Редко кто не притормозит на обочине, чтоб побродить по густому сосняку в поисках грибов. Здесь их нарождается тьма тьмущая, и только ленивому недосуг.

Где-то на подъезде к селу автодорога будто погружается в вековую аллею: и слева, и справа – густая стена леса, и весь он – как стриженный под одну гребёнку! Ухоженный чистый лес.

Мы гуляем по лесу вместе с директором местной школы Денисовой Зинаидой Георгиевной: исхоженные вдоль и поперёк дорожки, чистейший запах сосны, многоцветие цветов, разнообразие кустарников – любуйся, не налюбуешься. Жаль только, что с каждым годом появляется всё больше костров, мусора, грязи.

«Кстати, мы гордимся не только Барским лесом, - вдруг говорит Зинаида Георгиевна, но и липовой аллеей, посаженной на другой стороне Карачино в 1936 г. Позже обязательно прогуляемся среди лип».

Мы смотрим вверх. Когда и кем посажены эти изумительные сосняки? Им не меньше века. И называют их по старому: барский лес. Старожилы села рассказывают о барине, фамилию которого никто не помнит. Жил барин в Омске и изредка наезжал сюда – посмотреть, ухожен ли его лес, и работает ли спичечная фабрика, принадлежащая ему. Все девки, вся молодёжь в те дни выходили «выметать» лес. За каждый рабочий день барин платил по пятаку, и этого хватало для того, чтобы купить отрез на платье. Работали с удовольствием.

Калинина Валентина Фёдоровна 1929 г.р. вспоминает, что во времена её молодости в 50-е годы ХХ века лес пололи вручную, а ходили в тапочках. «Гордостью леса всегда были ягоды: черника, брусника, земляника, а грибов всегда было видимо невидимо - маслята, опята, белые, сыроежки, волнушки... В те годы я работала в детском доме. Летом мы набирали ягоды и тут же несли на кухню, а на обед пили витаминные компоты », - рассказывает старожил.

В советское время существовало школьное лесничество, которое осуществляло посадки в лесу; ездили на областные слёты, делились опытом.

О работе Карачинского лесничества нам напоминает стенд, находящийся при въезде в село: «КАРАЧИНСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО ведёт охрану государственного лесного фонда на площади – 114079 га, в т. ч. лиственные насаждения – 18712 га, хвойные насаждения – 23562 га. В КАРАЧИНСКОМ ЛЕСНИЧЕСТВЕ созданы лесосеменная плантация кедра сибирского – 15 га и базисный питомник – 7 га».

Ребята из местного детского дома и школы ежегодно вывешивали скворечники, огораживали муравейники. Дети росли вместе с лесом: даже маленький ребёнок знал в лесу каждую тропку, каждый бугорок; ребята постарше на специально огороженных территориях жгли пионерские костры. До сих пор молодёжь назначает свидания в этом лесу, пожилые дышат чистым воздухом, набираясь здоровья. А зимой каждый житель не раз встанет на лыжи и прокатится по накатанной лыжне.

Писатель А. Рахвалов так писал про барский лес: «… Здесь самый чистый воздух, и торжественно – строгий вид соснового леса напрочь убивает в тебе всегдашнее ощущение зряшной суеты, где всё – впустую. И неотвратимо приближаешься к истине: Господи! Да, мы приходим и уходим, поколение за поколением, один строй сменяется другим, эпоха всегда следует за эпохой, а он величественный Барский лес - как стоял так и стоит, будто весь обращённый к человеческому сердцу. А от сердца, если по-настоящему защемит, многое дойдёт до разума.

Для дерева родина – одна пядь. Горы перемещаются, ледники, люди меняют обжитые места, птицы покидают родину, улетая за моря, зверь… Дерево вне всего, оно даже в природе стоит особняком. В своих законах, понятиях, истине… Подобно культу и божеству. Об этом я никогда не задумывался прежде.

А ведь задумайся – какая перед тобой бездна! Не потому ли мы низвели эту святыню до простых и ничтожных «строевой лес, плаха, древесные опилки..?» Однако, в сторону лирику. Иначе меня могут так не понять».

Лес делится на две части Тобольским трактом. Сейчас тракт представляет собой асфальтированную дорогу, а раньше – небольшую колею, удобную для проезда только летом и зимой, а вот весной и осенью проехать по колее было делом непростым: не одна телега простояла в грязи в ожидании помощи. К слову, проходила колея не на нынешней асфальтированной дороге, а немножко в стороне; от неё до сих пор остались две тропинки, которые по-прежнему в непогоду скрываются под водой и грязью.

Правда и вымысел Барского леса

Лес хранит свои тайны. Немало молодых людей пряталось там от назойливых глаз, и у каждой парочки есть своё сокровенное место. Мы попытались узнать у местных жителей хоть какую-нибудь романтическую историю о соединении двух любящих сердец: никто ничего не знает, да и не узнает никогда – Лес честно хранил, хранит и будет хранить свои секреты.

Особенно жители села гордятся найденной мальчишками в 70-е годы землянкой, скорее всего, времён гражданской войны. Дело в том, что в Карачино развернулись тяжёлые бои.

Сформированная в Вятке 51 дивизия В.К. Блюхера выступила из Тюмени и стала продвигаться по направлению к Тобольску. На всём пути она встречала сопротивление врага. Особенно упорное сопротивление дивизия встретила у сёл: Созоново, Покровское, Кутарбитка, Карачино. Газета «Тобольская коммуна» под рубрикой «На красном сибирском фронте» писала: «Наше выступление успешно развивается», сводка от 26 августа 1919 г.»

В районе трактовой дороги Тюмень-Тобольск наши части заняли ряд деревень в 70 верстах от Тобольска.

1 октября 1919 г. ударная группа 51 дивизии двинулась на Тобольск. А в ночь на 8 октября началась атака в направлении Карачино. Вероятно, землянка, найденная мальчишками, рассказывает нам о тех событиях гражданской войны.

Карачинская пионерская дружина тоже носила имя Блюхера.

Из воспоминаний сына, Василия Васильевича Блюхера: «Побывав в Тюменской области, я рад был услышать, что молодёжью не забыты,

чтутся и по-серьёзному изучаются героические дела… Походы по местам их боёв давно уже стали излюбленными маршрутами летних путешествий учащихся. Зачинателями стали ребята из Тобольской школы № 1 во главе с Ю.М. Маловым. Они первыми прошли по большому кольцу боевых действий 51 дивизии, явились инициаторами создания школьного музея в селе Карачино, где шли горячие схватки». Письма В.В. Блюхера до сих пор хранятся в музее школы.

В рядах 51 дивизии воевал первый председатель сельскохозяйственной артели «Советский Север» Ф.Ф. Рымарев, который всегда рассказывал о тех событиях и любил добавить, что в его деревенской баньке парился сам Василий Блюхер.

Мы идём по лесу дальше. И всё-таки, Барский лес – это удивительное творение природы! Да, кто не мечтает увидеть его необъятную зелёную ширь, его вековые деревья, глухие чащи, встретиться с лесными обитателями: то белка перепрыгнет с дерева на дерево, то дятел нарушит тишину мерным постукиванием. Лес накормит нас удивительно чистым воздухом, напоенным ароматом хвои и цветов.

Странное чувство своеобразной красоты и первобытности вызывает этот кусочек земли, эта частичка моей малой родины, называемой Барским лесом.

Сказание о Барском лесе (автор неизвестен, записано со слов жительницы с. Карачино Калининой Валентины Фёдоровны)

Отмечена точка на шаре земной,

Упала в него она спелым зерном.

Политое семя весеннем дождём

Проклюнулось к солнцу густым деревцом.

Тянулось, тянулось и выросло вдруг

На зависть ближайших пустынных округ.

И кедр к сосёнке, как сомкнутый круг,

Почтовому тракту товарищ и друг.

Окутанный тайной ямщицких страстей

Влекло сюда гильдии всяких мастей.

Не скрытый от зоркого глаза властей

С петровских времён привлекал он гостей.

Он сил набирался, прочнее вставал,

В глазах поколений духом крепчал,

В лихую годину он насмерть стоял

О юности вечной безумно мечтал.

Тепло и уютно в зеленой тиши:

Птенец молодой на сосёнке пищит,

Взволнованный дятел тихонько стучит,

Считая века на деревьях строчит.

Здесь юная девочка тропку мела

И барскую дочку в беседку вела.

Седая княгиня уснуть прилегла,

Прислуга на отдых им чай принесла.

Отчитаны годы, столетья прошли…

А сколько влюблённых приют здесь нашли!

Лесные тропинки в сердца их вошли.

Ангелы будто с деревьев сошли.

Могучий лес стоит тёмной стеной:

Спасает от ветра холодной зимой,

Укроет от солнца зелёной листвой,

Являясь бесценной людскою казной.

Подумайте, люди, о детях своих.

Что мы оставим в наследство для них?

Неуж не постигнем мы истин простых?

Что же мы стоим, селяне, без них?

Авторы - Шитикова Агния, Усенкова Алина, МАОУ СОШ №1 г. Тобольск