8 февраля 2018
Информация по вопросу сохранения лесов на территории Российской Федерации, в том числе Сибири и Дальнего Востока

На Российскую Федерацию приходится более 20% площади лесов планеты, а по запасам древесины Россия занимает второе место после Бразилии.

Регулирование лесных отношений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации основывается на обеспечении многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, а также с учетом их глобального экологического значения.

Основные направления развития лесного хозяйства определены Основами государственной политики в области охраны, защиты и воспроизводства лесов до 2030 года, в Стратегии развития лесной отрасли до 2020 года, Государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы. Главными целями указанных документов стратегического развития лесного хозяйства является обеспечение ответственного и устойчивого лесопользования, при котором соблюдается баланс экономических, экологических и социальных интересов.

В последние годы реализован комплекс законодательных и организационных мер, направленных на повышение эффективности использования лесов, их охраны и защиты, инвестиционной привлекательности лесных отношений, а также ответственности за нарушения лесного законодательства и укрепление лесного надзора. По многим направлениям отрасли лесного хозяйства отмечается положительная динамика.

Несмотря на то, что объемы незаконной рубки лесов в Российской Федерации составляют менее 1% относительно объемов легальной заготовки древесины, вопрос борьбы с нарушителями лесного законодательства и недопущения вовлечения «серой» древесины в оборот является одним из первоочередных.

По итогам I полугодия 2019 года на землях лесного фонда зафиксировано 6,8 тыс. фактов незаконной рубки с объемом 546,4 тыс. куб. м древесины и причиненным вредом 5,6 млрд руб. Поэтому в последние годы меры противодействия незаконной рубке и обороту незаконно заготовленной древесины носят комплексный, межведомственный и системный характер. Организовано продуктивное взаимодействие с органами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в регионах действуют Межведомственные комиссии по борьбе с незаконными рубками.

С 2017 года реализуется План по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины на 2017-2020 годы, утверждённый Правительством Российской Федерации. Планом предусмотрено совершенствование правового регулирования, а также комплекс организационных мероприятий, направленных на ликвидацию спроса и профилактику незаконного оборота древесины.

В целях обеспечения контроля за оборотом древесины на территории Российской Федерации Федеральным законом от 29.12.2013 № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» создана единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (далее – ЛесЕГАИС), направленная на исключение вовлечения в оборот незаконно заготовленной древесины.

В ЛесЕГАИС по состоянию на 13.09.2019 зарегистрировано более 116,5 тыс. пользователей, в том числе 7,7 тыс. сотрудников контролирующих и правоохранительных органов. В системе хранится более 7,8 млн правоустанавливающих и отчетных документов об использовании лесов, внесены сведения о 552,0 тыс. сделок по покупке и продаже древесины, ежедневно вносится более 2,1 тыс. деклараций о сделках с древесиной.

Учитывая ситуацию с незаконной рубкой на территории Иркутской области, именно там в рамках плана мероприятий по Году экологии был запущен пилотный проект по контролю за происхождением древесины. Суть данного проекта заключалась в отработке новых механизмов контроля за оборотом древесины, которые в ближайшее время планируется распространить на всю страну.

По итогам пилотного проекта подготовлены предложения по замене бумажного сопроводительного документа на транспортировку древесины специальным защищенным электронным сопроводительным документом с обязательным внесением информации о нем в ЛесЕГАИС.

Серьезным инструментом выявления признаков незаконной рубки является дистанционный мониторинг использования лесов (далее – мониторинг). По результатам дистанционного мониторинга ежегодно выявляется 0,8 – 1 млн куб. м незаконно срубленной древесины (около 73% от общего объема незаконно срубленной древесины).

По итогу 2019 года мониторингом будет охвачено 70% площади земель лесного фонда, переданных в аренду для заготовки древесины.

Кроме того, с 2016 года Рослесхозом совместно с Госкорпорацией «Роскосмос» и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в наиболее проблемных лесничествах проводится непрерывный мониторинг, позволяющий повысить оперативность установления нарушителей лесного законодательства и принятия мер реагирования.

В 2019 году непрерывный мониторинг проводится на площади 15,1 млн га в 11 субъектах Российской Федерации.

По сравнению с 2018 годом площадь непрерывного мониторинга увеличилось в 2019 году более чем в 2 раза.

Результаты мониторинга предыдущих лет размещены в открытом доступе на сайте Рослесхоза: http://www.rosleshoz.gov.ru/activity/inventory/news/10.

Большое значение имеет межведомственное взаимодействие по вопросу возмещения вреда, причиненного лесам. Территориальными органами ФССП России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, ежеквартально проводятся сверки данных по исполнительным документам в области лесных отношений (возмещение вреда, причиненного лесам нарушениями лесного законодательства, административные штрафы за нарушения лесного законодательства и недоимки за использование лесов).

Также следует отметить ряд законодательных норм, направленных на обеспечение правопорядка в лесах.

Федеральный закон от 30.12.2015 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов» внес свой вклад в декриминализацию отрасли, так как направлен на исключение возможности необоснованного назначения санитарных рубок. С 1 октября 2016 года в этой сфере действует система двойного контроля – власти и общественности. Выдано около 12,3 тыс. отрицательных заключений. Таким образом, уже удалось спасти от необоснованных рубок леса на площади более 184,0 тыс. га, что составляет порядка 15,6 млн куб. м древесины.

Эффективным механизмом в решении проблемы с недобросовестными лесопользователями, систематически не выполняющими договорные обязательства в части лесохозяйственных мероприятий и других требований лесного законодательства, уклоняющимися от внесения лесных платежей, является ведение Рослесхозом реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

Учитывая, что основная часть нарушений лесного законодательства выявляется государственными лесными инспекторами, увеличение инспекторского состава и обеспечение его необходимыми социальными гарантиями является приоритетным направлением работы Рослесхоза.

В 2018 году были предусмотрены дополнительные финансовые средства на увеличение численности лесных инспекторов, позволяющие усилить лесную охрану и в первоочередном порядке – в наиболее проблемных субъектах страны.

Несмотря на то, что по сравнению с 2010 годом рост штатной численности инспекторов составил 59% (с 14,8 тыс. до 23,6 тыс. человек), их по-прежнему почти в два раза меньше, чем нужно по нормативам.

Эффективное противодействие незаконным рубкам и другим нарушениям лесного законодательства возможно только при условии активного участия граждан. В настоящее время в субъектах Российской Федерации уделяется большое внимание развитию общественного контроля, работе по формированию штата общественных лесных инспекторов. По состоянию на 01.09.2019 статус общественного лесного инспектора имеют 5,0 тыс. человек.

Рослесхозом созданы мобильное приложение «Берегите лес!» и бесплатная прямая линия лесной охраны (тел. 8-800-100-94-00), позволяющие гражданам бесплатно круглосуточно сообщать о нарушениях лесного законодательства.