12 декабря 2018
Разъяснения по вопросу порядка определения ущерба, нанесенного лесными пожарами, в том числе в зоне контроля лесных пожаров

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (далее – Постановление № 273) и в соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 191.1, 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации утверждены таксы и методика исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства. Это означает, что обязательным условием для проведения указанного расчета является подтверждение факта нарушения лесного законодательства уполномоченными органами дознания

и следствия.

При подтверждении уполномоченными органами дознания и следствия факта нарушения лесного законодательства в соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам.

Возмещение ущерба – это компенсация причиненных убытков лицу, право которого нарушено. Вопросы компенсации убытков регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В силу статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода, недополученные налоги, вынужденные затраты на восстановление поврежденного или погибшего насаждения и пр.).

В соответствии с пунктом 3 приложения 3 Постановления № 273 при причинении вреда лесам, в том числе лесным насаждениям, вследствие воздействия лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба, включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы, связанные с тушением лесных пожаров.

Пунктом 4 приложения 3 Постановления № 273 определено, что в случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из размера затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, изготовлением и установкой лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, устранением повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выполнением указанных работ.

Пунктами 5 и 6 приложения 3 Постановления № 273 установлено, что в случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, применяются ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее – Постановление № 310), органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км.

При исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности.

Возмещение ущерба за вред, нанесенный окружающей среде и природным ресурсам, является одним из важнейших экономических механизмов, обеспечивающих экологическую безопасность. С одной стороны, такой механизм должен гарантировать сохранность природных объектов, а с другой стороны, быть понятным и обоснованным с экономической точки зрения.

В связи с этим отличительной особенностью исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, предусмотренного Постановлением № 273, является применение кратности (такс) в соответствии с приложениями 1 и 2, пунктами 3, 5, 6 и 9 приложения 3 названного постановления, так как указанные меры являются формой наказания за правонарушение.

В случае возникновения лесных пожаров от природных факторов (по причине, не связанной с нарушением лесного законодательства), а также если не подтвержден факт нарушения лесного законодательства уполномоченными органами дознания и следствия (не установлено, что пожар возник в результате поджога или небрежного обращения с огнем), таксы (кратность), при исчислении размера вреда, не применяются.

Реальный ущерб лесам, как объекту государственной федеральной собственности (утрата или его повреждение), соответствует стоимости древесины на корню и определяется согласно Постановлению № 310, которым в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса Российской Федерации утверждены вышеуказанные ставки и особенности их применения.

Также, пунктом 70 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313, установлено, что в течение пяти дней после ликвидации лесного пожара руководителем лесничества или лесопарка, составляется акт о лесном пожаре. Данные о ходе тушения лесного пожара предоставляются специализированной лесопожарной организацией. В акте о лесном пожаре указываются в том числе:

  • что обнаружено на месте возникновения лесного пожара (остатки костра, признаки сельскохозяйственного пала), что может способствовать установлению причин лесного пожара;
  • если имело место нарушение правил пожарной безопасности в лесах, указывается вид нарушения и предполагаемое время его совершения;
  • лица, причастные к возникновению лесного пожара (с указанием фамилии, имени, отчества, места работы, должности и их местожительства). В тех случаях, когда указанные лица не установлены, указываются данные, необходимые для расследования;
  • предварительная оценка потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках (древесины на корню, заготовленной лесопродукции, зданий, сооружений, машин, оборудования и другого имущества, стоимость работ по очистке территории, стоимость лесовосстановительных работ, стоимость работ по тушению лесного пожара, общая предварительная сумма ущерба).

Акт о лесном пожаре составляется по каждому лесному пожару, в том числе возникшему в зоне контроля, где на основании решения Комиссии

по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, прекращена или приостановлена работа по тушению лесного пожара.

В акте о лесном пожаре, возникшем в зоне контроля, указанной комиссией вносятся данные о принятом решении. Для определения площади, пройденной огнем при лесном пожаре, в том числе в зоне контроля, необходимо руководствоваться Методическими указаниями по измерению площади, пройденной огнем при лесном пожаре, утвержденными приказом Минприроды России от 05.05.2016 № 277.

С учетом изложенного расчет реального ущерба, причиненного лесам вследствие воздействия лесных пожаров, следует осуществлять в соответствии с Постановлением № 310 и статьей 15 ГК РФ, а после подтверждения уполномоченными органами дознания и следствия факта нарушения лесного законодательства производить пересчет ущерба как вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства в соответствии с Постановлением № 273.