Правомерность проведения государственными лесными инспекторами проверок исполнения арендатором лесного участка условий договора аренды и привлечения за выявленные в ходе проверок нарушения лесного законодательства к административной ответственности, а так

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) осуществление полномочий Российской Федерации по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 9 типового договора аренды лесного участка (далее - типовой договор аренды), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 № 1003, уполномоченный в области лесных отношений орган государственной власти субъекта Российской Федерации, выступающий как арендодатель, имеет право в том числе осуществлять осмотр арендованного лесного участка для оценки соблюдения арендатором выполнения условий договора в части использования лесного участка по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществлять проверки соблюдения арендатором условий договора и проекта освоения лесов.

При этом, согласно подпункту «з» пункта 10 типового договора аренды, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, выступающий как арендодатель, обязан в установленном порядке осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

Права должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесной охрану), определены в части 3 статьи 96 Лесного кодекса и Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (далее - Положение), утвержденного постановлениеv правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394.

Согласно части 3 статьи 96 Лесного кодекса и пункту 8 Положения государственные лесные инспекторы или лесничие, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе предотвращать и пресекать нарушения лесного законодательства, осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Право должностных лиц органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), составлять протоколы об административных правонарушениях закреплено пунктом 32 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.

Таким образом, выявление в ходе проверки исполнения арендатором лесного участка условий договора аренды лесного участка и проекта освоения лесов должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, являющимся государственным лесным инспектором, нарушения лесного законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Кроме того, пунктом 15 части 3 статьи 96 Лесного кодекса лесные инспекторы наделены правом осуществлять иные, предусмотренные федеральными законами права, перечень прав лесных инспекторов является открытым. Аналогичная норма закреплена в подпункте «п» пункта 8 Положения.

Соответственно лесные инспекторы как уполномоченные должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий вправе проводить плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков, предусмотренных статьей 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Пунктом 10 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Минприроды России от 12.04.2016 № 233, установлено, что федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, а также проведения мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах.