7 апреля 2020
12:21
Особо важное задание: за годы войны в Москву было доставлено около шести млн кубометров дров
Особо важное задание: за годы войны в Москву было доставлено около шести млн кубометров дров

С началом Великой Отечественной войны встала важная задача обеспечения фронта и военной промышленности лесом. Наркомлес СССР с первых дней войны превратился в оперативный штаб отрасли во главе с народным комиссаром М.И. Салтыковым.

Особую важность представляла в то время заготовка дров: южные и юго-западные районы страны были оккупированы фашистами и поэтому ощущался острый недостаток угля и жидкого топлива. Ряд железных дорог европейской части страны, речные пароходы, котельные многих производственных предприятий, городов, селений были переведены на древесное топливо. Москва и 11 железных дорог Московского узла, отрезанные от Донецкого и Подмосковного угольных бассейнов, также переживали исключительные трудности с топливом. Для обеспечения Москвы дровами в системе Наркомлеса РСФСР была создана Главлесохрана, организовавшая заготовку дров на территории Московской, Владимировской, Ярославской, Ивановской и Вологодской областей. В октябре 1941 г. в Москву отправляли ежедневно 450 вагонов дров. Всего за годы войны только в столицу доставили около 6 млн кубометров дров.

Первые лесные массивы для заготовки древесины были выбраны по берегам Волги и канала Москва-Волга, которые до войны были запретными. В самые трудные годы войны была разрешена заготовка и в центральных малолесных районах, по берегам рек, вдоль железных дорог, в ценных лесных массивах. Открылись для разработки и многие кладовые, как сейчас говорят «защитные леса», служившие в мирное время преградой от неблагоприятных природных и хозяйственных воздействий. Именно эти леса стали главным топливным ресурсом страны. В 1943 г. когда наметился окончательный перелом в ходе войны в нашу сторону, эти временные правила были отменены.

Древесину для нужд фронта доставляли по грунтовым, ледяным, узкоколейным и подвесным дорогам. Объем механизированной вывозки в 1942 г. составлял всего 22% от общего объема. Применялись преимущественно газогенераторные автомобили старых выпусков и газогенераторные тракторы СГ- 60 и СГ- 65. Во многих северных районах доля гужевой вывозки древесины составляла до 80%.

По материалам ФБУ «Российский музей леса»