21 апреля 2020
0:00
Курские леса на время войны стали домом для партизан
Курские леса на время войны стали домом для партизан

Мирное течение налаживавшейся жизни оборвалось в июне 1941 года. Лесное хозяйство Курской области сразу же начало перестраиваться на военный лад. Страна в первые месяцы войны оказалась отрезанной от одного из основных поставщиков топлива того времени — Донбасса. Не хватало нефтепродуктов, предприятия и население Курского региона вновь стали пользоваться дровами. Заготовка и вывозка древесины приобрели интенсивный характер.

Когда Дмитриевский и Михайловский районы оккупировали немецко-фашистские захватчики, здешние леса стали выполнять защитную функцию для людей. Мужчины, женщины, дети уходили в леса ради спасения жизни и для борьбы с врагом. В лесах Посвапья действовали партизанские отряды. Комиссаром одного из них стал А.Д. Федосюткин, будущий начальник Курского управления лесного хозяйства. Работники лесного хозяйства, хорошо зная леса, были проводниками, активно участвовали в партизанском движении.

Секретарь подпольного райкома партии И. К. Панченко под видом лесника Новикова поселился в урочище Малиновая дача. На заранее приготовленную им базовую стоянку ушла группа партизан в 27 человек.

Вначале остановились в сторожке лесника, неподалеку сделали землянку. Фашисты узнали о базе партизан и сожгли сторожку. Но народные мстители уже перешли в леса Лобановского массива. Сначала остановились в лесу Жерновец, потом переместились в урочище Опажье. 20 ноября 1941 г. Михайловский партизанский отряд расположился в урочище Отъезжее, недалеко от д. Веретенино и с. Разветье.

Дмитриевский партизанский отряд действовал большей частью в Воскресной и Клинковской дачах.

К августу 1942 года Дмитриевские, Дмитровские, Троснянские и Михайловские партизаны объединились в I Курскую партизанскую бригаду под командованием И.К. Панченко. Летом 1942 года партизаны вступили с фашистами в жестокий бой в лесу Сухая Хатынь и нанесли врагу немалый урон. В октябре того же года шли бои в лесах Опажье, Берлажон, Россошек.

В ноябре 1942 года фашисты начали атаку на Воскресную и Клинковскую дачу, и партизаны с боями отступили в Хинельские леса, на базы, где незадолго до них находились партизаны под командованием легендарного С. А. Ковпака.

В начале 1943 года из Хинельских лесов I Курская партизанская бригада вновь вернулась на территорию Дмитриевского и Михайловского районов Курской области, участвовала в их освобождении от фашистов и особенно большой урон врагу нанесла 12 февраля 1943 года во время боя в Поповкинской даче. Затем партизаны соединились с регулярными частями Красной Армии.

Весной и летом 1943 года в Обоянских дубравах дислоцировались войска трех армий: первой танковой генерал-лейтенанта М.Е. Катукова, шестой гвардейской И.М. Чистякова и второй воздушной генерал–лейтенанта С.А. Красовского. Эти армии держали оборону на Обоянском направлении в ходе Курской битвы.

В урочище «Сухая Плота» располагались землянки летчиков 40-ого истребительного авиаполка. В нем командовал эскадрильей герой Советского Союза капитан З.Н. Китаев. В ходе боев в июле-августе 1943 года капитан Китаев сбил 5 вражеских самолетов. Это он послужил прототипом капитану Титаренко из знаменитого кинофильма «В бой идут одни старики».

В урочище «Монастырское» располагались землянки 355–ого истребительного полка, где служил трижды герой Советского Союза И. Кожедуб. Сейчас там стоит памятник герою.

На территории Михайловского и Дмитриевского районов дислоцировались регулярные части Центрального фронта под командованием К. К. Рокоссовского. Лес шел на возведение переправ, строительство дорог к военным аэродромам, сооружение блиндажей и землянок, в качестве топлива для войск.

После освобождения Курской области от оккупантов сразу же началось восстановление жилых домов, школ, предприятий, мостов, разрушенных или сожженных. Лес требовался и большим городам, заводам и фабрикам, являлся главным топливным ресурсом для всего населения. Много древесины шло на нужды фронта; на сооружение блиндажей и землянок, на тару для боеприпасов, для изготовления лыж, саней, повозок, черенков для саперных лопат и т. д. Кроме того, дубильная кора и луб были востребованы кожевенной промышленностью, необходимость ощущалась в древесном угле, дегте, смоле, скипидаре, в лекарственном сырье и т. п.

Леса cоловьиного края стали убежищем ополченцев во времена оккупации фашистскими захватчиками, местом дислокации советских войск в период наступления, а первосортные деревья – строительным материалом для восстановления мирной жизни курян.

По материалам книг «Леса Посвапья» Геннадия Александрова и «Леса и лесное хозяйство соловьиного края» Василия Выводцева, Ю. Перетятько

А.Д. Федосюткин

Материал представлен Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу