21 октября 2020
15:51
Уральские ученые в годы войны разрабатывали более 30 тем для нужд лесного хозяйства страны
Уральские ученые в годы войны разрабатывали более 30 тем для нужд лесного хозяйства страны

Рассказ о развитии лесного хозяйства на Урале в военные годы будет не полным, если не упомянуть о мирных подвигах, которые совершались в тиши кабинетов.

Мы уже писали о том, что во время войны Уральский лестех в своих стенах принял еще три эвакуированных вуза: военно-медицинское училище из Киева, Белорусский лесотехнический институт из Гомеля и Ленинградскую лесотехническую академию. Благодаря столь мощному объединению усилий трех крупнейших лесотехнических вузов страны, научно-исследовательские работы велись по очень широкому спектру проблем. Уже к началу 1942 года ученые разрабатывали около 30 тем.

Наиболее крупных результатов достигли преподаватели и ученые кафедры лесохимического производства под руководством профессора Василия Николаевича Козлова. Одна из ключевых работ называлась «Получение смазочных и горючих материалов из древесной смолы». Ее целью было добиться увеличения вязкости масел, повышения температуры вспышки, понижения кислотного числа масла, уменьшения расхода или полной замены дефицитных химикатов недефицитными. Позже в монографии Академии наук СССР говорилось, что эта разработка уральских ученых имеет не только народнохозяйственное значение, но и оборонное. В результате к концу военного периода на основе нового метода действовало почти 400 установок.

Также под руководством профессора Козлова был изобретен метод выжига твердого древесного горючего для обогрева моторов винтовой группы самолетов в условиях зимнего времени. Чуть позже – сконструирован прибор для сжигания этого топлива для обогрева машин и тракторов при безгаражном хранении.

Важным делом занималась и кафедра гидролиза древесины. Здесь удалось разработать технологию получения совершенно нового продукта - пищевой патоки из древесного сырья. Причем сделали его в кустарных условиях. Позже на Тавдинском лесокомбинате, на заводе «Уралмаш» и некоторых других предприятиях были построены специальные экспериментальные установки по получению пищевой патоки из древесины уже в промышленных масштабах.

В годы войны все тыловые районы Советского Союза испытывали серьезный дефицит топлива. Фактически единственным выходом из положения стал перевод машин на газогенераторное топливо (на дрова). В связи с этим весьма ценное и актуальное по тем временам исследование провела кафедра тяговых машин – она разработала упрощенные газогенераторные установки для машин ГАЗ-АЛ и ЗИС-5. Наркомат лесной промышленности СССР даже рассматривал вопрос о массовом переводе автолесовозов на газогенераторное топливо по методике, предложенной Уральским лестехом. Например, известно, что лесовозы и мотовозы Тавдинского лесокомбината почти на 100% были оснащены газогенераторными установками. В Свердловской области к 1944 году на «газгене» передвигалось более трети всего грузового автотранспорта.

Сотрудники кафедр транспорта леса, механизации, таксации и экономики лесного хозяйства успешно справились с еще одной комплексной темой – в 1943 году по разработкам ученых был построена навесная монорельсовая дорога с мотовозной тягой для нужд Уралмашзавода для транспортировки заготовленной древесины.

Список всех научных разработок велик. Так, был разработан трелевочно-погрузочный агрегат, работала лежневая дорога с вагонетками на деревянных катках. Была организована специальная экспедиция, выявившая значительные запасы леса на тех участках, которые раньше признавались неперспективными. Кроме того, лестеховцы провели комплексное изучение сапропеля и его применения как кормовой добавки для скота, так и для лечения труднозаживающих ран. Подобные разработки были весьма значимы не только для развития лесного хозяйства, но и для экономики страны в целом.

На фото: - лесовоз с газогенераторной установкой треста «Свердлес»

- навесная монорельсовая дорога для транспортировки леса

По материалам Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округа