История лесного хозяйства России
Анучин Николай Павлович

В 1953 году в литературном журнале «Знамя» были впервые опубликованы главы романа Леонида Леонова «Русский лес». Позднее эта книга приобрела огромную популярность среди читателей, переиздавалась несколько раз, а ее автору в 1957 году присуждена Ленинская премия. Однако мало кто знает, что прототипом главного героя романа, профессора Вихрова, является наш земляк Николай Павлович Анучин.

Академик Анучин один из крупнейших специалистов нашей страны в области лесоустройства, лесопользования и лесной таксации. Родился Николай Павлович в 1903 году в небольшой деревне Лариково, что когда-то находилась на территории нынешнего Николоторжского поселения. Деревни давно уже нет, сейчас здесь колхозное поле, место, где раньше стояли дома, обозначает одинокая сосна.

Примечательно, что отец будущего академика Павел Никифорович в трехлетнем возрасте остался круглым сиротой, воспитывала его деревня. А когда сирота подрос, отправился на отхожий промысел. Заработав денег, построил в родной деревне дом, женился, завел крепкое хозяйство: имел свою мельницу, амбары. В семье родилось 16 детей, из которых выжили только девять. Таким образом, у Николая Анучина имелось три брата и пять сестер. Все дети с раннего возраста приобщались к нелегкому крестьянскому труду. Глава семейства кроме работы на земле служил управляющим небольшим маслодельным заводом. В начале 30-х годов зажиточных крестьян Анучиных раскулачили.

Николай Анучин с детства проявил стремление к учебе: окончив Волокославинскую школу второй ступени, в 1921 году поступил в Петроградский лесной институт (ныне Санкт-Петербургская лесотехническая академия). Во время учебы подрабатывал помощником таксатора на кафедре лесоустройства, во время летних полевых сезонов исполнял обязанности лесного техника треста «Северлес» в Карелии. В июне 1925 года Н.П. Анучин успешно закончил институт и, получив квалификацию инженера лесного хозяйства, был направлен на работу помощником лесничего в Лисинское учебно-опытное хозяйство. Здесь наш земляк проявил трудолюбие, показал глубокие знания, деловые качества и в возрасте 23 лет был назначен окружным лесничим опытного хозяйства лесотехнического института.

Здесь, в Лисине, он начал претворять в жизнь теоретические разработки своего учителя М.М Орлова. Стал вести рубки ухода, очищать лес от старых и больных деревьев, заготовлять спелую древесину, построил небольшой лесопильный завод, открыл лесные торговые склады. Знаменитый Лисинский лес, пришедший в запустение в годы революции и гражданской войны, постепенно омолодился и стал оживать.

В эти годы, помимо хозяйственной деятельности, Николай Павлович стал заниматься наукой. Успешно проводит исследования по установлению выхода сортиментов из древостоя различных пород и разного качества. Под руководством профессора Орлова Н.П. Анучин публикует первые научные статьи по нормированию цен и расчету стоимости лесных материалов. В 1929 году Николая Павловича выдвигают на должность старшего специалиста лесного ученого комитета при центральном управлении лесами Наркомзема РСФСР, и он переезжает в Москву. Стране ежегодно требовалось огромное количество древесины. Правительство поставило задачу разработать простые и надежные способы учета лесных богатств, сортиментизации и эксплуатации леса. Работы по созданию первых советских таблиц объемов стволов основных пород деревьев координировали М.М. Орлов и Н.П. Анучин. В 1931 году вышли в свет «Сортиментные таблицы», впоследствии с некоторыми дополнениями они выдержали семь изданий и по настоящее время являются основным способом по товаризации лесосечного фонда. Тогда же Николай Павлович назначается руководителем сектора во ВНИИ древесины и одновременно заведует лабораторией лесной таксации Центральной лесной опытной станции. В 1933 году выходит его книга «Техника расчетов сырьевой базы фанерной промышленности», в которой ученый делает вывод, что вследствие широкой механизации при сплошных рубках хвойных лесов произойдет их замена лиственными породами деревьев. За актуальные научные труды и разработку ряда нормативно-технических документов для лесной промышленности в 1935 году Н.П. Анучину присвоили ученую степень кандидата технических наук без защиты диссертации.

В начале тридцатых годов активизируются работы по освоению сибирских лесов и организации там лесозаготовок. Для этого были нужны высококвалифицированные кадры. В 1937 году ученого командируют в Красноярск, где он занимает должность заведующего кафедрой Сибирского лесотехнического института лесной таксации, а с 1939 года является заместителем директора по учебной и научной работе. В том же году Николай Павлович в Воронежском лесотехническом институте защищает докторскую диссертацию и утвержден в звании профессора.

В 1943 году его неожиданно отзывают в Москву и назначают главным лесничим, начальником Главного лесного управления Наркомлеса СССР, а впоследствии - начальником управления лесосырьевых баз Минлеспрома СССР. Работая на высоких государственных должностях, наш земляк всегда отстаивал принципы постоянства лесопользования, добился выделения группы лесов для ведения непрерывного, относительно равномерного пользования.

Одновременно Н.П. Анучин продолжает и свою педагогическую деятельность, в 1944 году становится заведующим кафедрой лесоводства и лесной таксации Московского лесотехнического института, которую он возглавлял до конца жизни, в течение 40 лет. Лекции профессора Анучина всегда отличались простотой и доходчивостью изложения сложного материала, строгие математические расчеты служили основанием для четких и ясных выводов. Ученый любил математику и частенько повторял своим студентам слова Галилео Галилея: «Измеряй все, что измеряемо, и делай измеряемым то, что пока неизмеримо». На занятиях Николай Павлович учил студентов воспринимать лес как капитал, принадлежащий многим поколениям, быть творцами и покровителями леса.

Н.П. Анучин всегда отстаивал принцип постоянного лесопользования вопреки периодическому. Данный принцип заимствован ученым из жизни: вологодские крестьяне в лесах, принадлежащих сельской общине, не производили сплошных рубок. Если требовалась древесина для строительства или иных нужд, то заготовка была выборочной – вырубались крупные, спелые деревья. Таким образом, как бы собирался урожай древесины, а лес продолжал расти. Однако выводы ученого и его принцип планово-постепенных рубок оказались не всем по душе. Нашлись ученые, которые в угоду партийным функционерам и хозяйственным руководителям делали совершенно противоположные выводы и ратовали за сплошные рубки. На первый взгляд, это было оправданно: послевоенная страна превратилась в одну громадную стройку, возникла огромная потребность в древесине. А что же останется будущим поколениям? По этому вопросу в научных кругах развернулась невиданная дискуссия. Основоположник теории постоянного лесопользования профессор М.М. Орлов был объявлен «буржуазным теоретиком». Его ученик и последователь Н.П. Анучин, оставаясь до конца верным своему учителю, проявил настоящие бойцовские качества. Николай Павлович смог вынести эту сложную ведомственную проблему на всенародное обсуждение. В конце 40-х годов он убедил в правильности своих идей маститого советского писателя Л. М. Леонова. Появление в 1953 году романа «Русский лес» породило новую волну обсуждений, в результате его принцип непрерывности и постоянства лесопользования обрел общественную поддержку. Дискуссия, продолжавшаяся несколько лет, завершилась победой здравого смысла – введением принципа непрерывного и неистощимого лесопользования в основу лесного законодательства СССР. И в этом огромная заслуга нашего земляка Н.П. Анучина.

В 1956 году профессор Анучин избирается членом-корреспондентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина, а в 1967 году – действительным членом (академиком). Его как высококвалифицированного специалиста часто привлекали в солидные государственные учреждения для различного рода консультаций и экспертиз по лесным проблемам. Многие годы Н.П. Анучин являлся председателем методической комиссии Минвуза СССР, специализированного комитета Всесоюзной аттестационной комиссии, научного Совета Государственного комитета по науке и технике, а также членом научного Совета Академии наук СССР.

Академик Анучин – автор многих оригинальных методов по лесной таксации, а также таксационных приборов и инструментов. В частности, им разработан метод определения прироста древостоя по боковой поверхности стволов, получивший высокую оценку лесоводов в нашей стране и за рубежом. Специалистами лесного хозяйства хорошо известны сконструированные нашим земляком оптический высотометр, трость таксатора, таксационный прицел (призма Анучина).

Н.П. Анучин широко развил идеи своего учителя профессора М.М. Орлова, всегда являлся активным сторонником непрерывного, неистощимого лесопользования. Для лучшего практического осуществления данной теории ученый рассчитал оптимальные возрасты рубок леса, предложил формулы для расчета размера рубок главного пользования, метод расчета площади лесных массивов, на которых возможно осуществление непрерывного лесопользования. Целый ряд трудов академика посвящен применению математических методов в лесном хозяйстве. Он является инициатором и одним из авторов отечественного статистического учета лесного фонда.

Величайший труженик Н.П. Анучин работал исключительно много и, несмотря на загруженность служебными и общественными обязанностями, опубликовал более 250 печатных работ, в том числе 50 учебников, книг и монографий. Его учебники для вузов выдержали несколько изданий, в том числе за рубежом и до сих пор широко используются для подготовки специалистов лесного хозяйства.

Огромны заслуги Н.П. Анучина и в области подготовки инженерных и научных кадров. За полвека педагогической деятельности его лекции прослушали десятки тысяч студентов. Под его руководством защищены более 50 диссертаций на соискание ученых степеней кандидатов и докторов наук.

Имя и работы академика Анучина хорошо известны специалистам лесного хозяйства во многих странах мира. Николай Павлович – участник всемирных лесных конгрессов в США, Испании, Австрии, неоднократно выступал с докладами на многих международных симпозиумах и совещаниях. За свои научные труды Н.П. Анучин избран почетным членом-корреспондентом Академии наук Финляндии, награжден Большой и Малой золотыми медалями в Чехословакии, ему присвоено звание почетного доктора Шопронского университета в Венгрии. В нашей стране академик Н.П. Анучин награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов.

Выдающийся советский ученый никогда не терял связи со своей малой родиной: приезжал погостить к родственникам в деревню Соболево, что на территории нынешнего Николоторжского поселения, поддерживал отношения со своими школьными друзьями.

Любопытно, что в одном из писем, адресованных своим соученикам по Волокославинской школе, Н.П. Анучин разъясняет, что литературный герой профессор Вихров и он сам не одно и то же: «Да, прототипом для этого героя послужил Ваш покорный слуга. С одним лишь отступлением, что я не хромой, жена от меня не уходила и бороды я не ношу… Если вы знакомы с этой книгой, то можете судить о том, что работа на научном поприще имеет свои шипы и трудности. Описываемые в романе проработки у меня действительно были».

Здесь же Николай Павлович рассказывает о своей семье: «Я уже дед. Старшая дочь – кандидат химических наук Московского государственного университета. Младшая дочь - ученица балетного училища при Большом театре, уже выступает в небольших ролях». Письмо датировано 1957 годом.

Деревья умирают стоя. Подобно лесным великанам ушел из жизни и академик Анучин, спустившись с трибуны после выступления на общеинститутском собрании. Случилось это в 1984 году. Словно завещание потомкам, звучат сегодня слова выдающегося ученого: «Лес - это, пожалуй, важнейшее звено, сохраняющее равновесие в биосфере. Думая о заготовке леса, нельзя забывать о том, что леса не должны исчезать с лица Земли. Более того, запасы леса должны непременно возрастать. Тогда и продукции из древесины хватит нам и грядущим поколениям».

Алексей Кузьмин.