История лесного хозяйства России
Махота Наталья Васильевна

Наталью Васильевну Махоту можно смело назвать старейшиной лесного дела в районе. И пускай не при ней зародился наш знаменитый Карыжский лес – оставим эту славу Лодзинскому, но во многом благодаря ей и ее подругам эти угодья такие, какими мы их видим сейчас.

Уже в конце тридцатых годов ушедшего столетия шестнадцатилетняя Наталья Махота занималась высадкой и выращиванием лесных насаждений.

Сейчас ей – девяносто один, но она помнит все до мельчайших деталей, свой каждый день из далекой юности.

Звено, в котором она работала, так и называлось – детское. Слишком уж молоды были девчонки, трудившиеся наравне со взрослыми под руководством бойкой и веселой Дуни Хвостовой. Дуни уже давно нет, нет и других девчат. Остались только Наталья да Мария, тоже Махота – она, будучи на десять лет моложе, попала в звено гораздо позднее.

Ни тракторов, ни даже лошадей в то время на питомнике не было – огромные площади под новые насаждения девчонки копали вручную, лопатами. Зимой собирали шишки, сушили, весной семена высевали, поливали, затем проростки пересаживали, вновь пололи и поливали – до тех пор, покуда не придет пора высадки на постоянное место.

Самый сложный уход был за березами. Эти кажущиеся совершенно неприхотливыми белоствольные деревца требовали просто невероятного труда. На зиму каждый росток укрывали соломой, весной слежавшуюся «шубу» убирали и брались за прополку. Но не тяпкой, и даже не руками. Сорняки можно было удалить лишь маленьким перочинным ножичком – каждый тихонечко подрыть и подцепить. А сорнячков то – миллионы!

Потом была война. Сороковые роковые тяжким бременем легли на плечи не успевших повзрослеть девчонок. Теперь уже было не до питомника. Девушки валили лес для фронта. Нужно было чинить и строить мосты, разрушенные фашистами, блиндажи – да мало ли что еще.

Дубы в несколько обхватов спиливали обычными двуручками, тупыми, с выбитыми зубьями.

- Как рухнет громадина, так земля затрясется и здесь как застучит, кажется, разорвется, - прижала к сухонькой груди руки Наталья Васильевна.

Замуж она, можно сказать, и не вышла – месяц побыла в чужой семье и вернулась домой. Ее жизнью так и остался лес. У Натальи Махоты множество наград за доблестный труд. Последнюю она получила в конце девяностых – ее стаж в лесничестве ни много ни мало – половина столетия. Первая, или одна из первых датирована годом 1950-м. Отличником соревнования она стала еще при Сталине. Очень хорошие слова есть в ее красной наградной книжечке: «Самое замечательное в соревнованиях то, что они производят коренной переворот во взглядах людей на труд, ибо превращают труд из зазорного и тяжелого бремени, каким его считали раньше, в дело чести, в дело доблести и геройства». А самая дорогая ее награда – медаль «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны»

- Есть и наш с девчатами вклад в Победу, - смахнула Наталья Васильевна слезинку. В Победу и в наш Лес…

Дана Ступакова