История лесного хозяйства России
Обельцевы - Династия

Климатические условия Камышинского района Волгоградской области, к сожалению, нельзя назвать благоприятными для выращивания лесных насаждений. Климат отличается значительной континентальностью, засушливой весной с малым количеством осадков, жарким сухим летом и холодной, не всегда снежной зимой. Недостаток влаги в вегетационный период, действие высоких температур и суховеев в летнее время весьма неблагоприятны для производства древесно-кустарниковой растительности. Леса здесь по большей части расположены в наиболее увлажненных и защищенных от суховеев местах, по оврагам и балкам и, не смотря на свою не очень высокую продуктивность, имеют очень высокую ценность. Труд лесоводов, создающих новые, и сохраняющих уже имеющиеся лесные насаждения, на этой земле поистине неоценим.

Думаю, что далеко не каждое лесничество области сможет похвастаться такими династиями лесоводов, какие имеются в Камышинском лесничестве. Но рассказать и написать о лесоводах Камышинского района лучше, чем это уже сделал наш земляк Иван Петрович Косьяненко в книге «Государевы люди в зелёном хозяйстве», просто невозможно, поэтому в своём очерке я хочу процитировать строки именно из его книги. Вот, что писал Иван Петрович о династии лесоводов Обельцевых: «С кем бы не довелось говорить в среде камышинских лесоводов о достижениях и проблемах отрасли, собеседники обязательно вспоминали Владимира Семёновича Обельцева. Он, можно сказать, патриарх здешнего лесного хозяйства. В сословие лесхозников Обельцев вступил в 1951 году после окончания Волгоградского сельхозинститута, и хотя потом судьба порой делала неожиданные и болезненные загогулины, он не терял ориентиров и после работы в ЛЗС, куда был переведен, а затем и в комбинате городского благоустройства. А с 1961 года он – лесничий Верхне-Липовского лесничества. Должность беспокойная, во все времена и во всех лесхозах критикой не обойденная, похвалой не избалованная. И, тем не менее, почти сорок прямых финишных лет трудовой деятельности были самыми продуктивными в его жизни, и в делах руководимого им лесничества.

В биографическую справку не втиснешь все добрые дела, сделанные этим человеком. Назову лишь наиболее значимые, о которых мне чаще других напоминали собеседники.

Неблагоприятные климатические и растительные условия региона, сравнительно небольшой опыт степного лесоразведения заставили работников лесхоза в 60-70-е годы искать пути повышения жизнестойкости местных лесов. В этом деле Владимир Семенович был впередиидущим. В его лесничестве в 1976 году на площади 18 га были заложены географические культуры сосны 35 климатических экотипов, собранных почти во всех природно-климатических зонах бывшего СССР. Наблюдение за их ростом позволило сделать вывод, что лучшие показатели у представителей Камышинского, Саратовского и Сумского экотипов. Было заложено 8 га. ПЛСУ сосны обыкновенной, с которых ежегодно собирался урожай шишек. Отобрано 18 плюсовых деревьев дуба и ясеня.

А сколько сил и нервов было истрачено на строительстве базисного лесного питомника в Тихомировке, который потом два десятилетия обеспечивал посадочным материалом не только лесничества своего лесхоза, но и другие лесхозы области.

Обельцев до последнего дня работы являлся энергичным сторонником внедрения очажно-комплексного метода защиты леса. Лесничеством проводилась посадка плодовых кустарников и деревьев, развешивание гнездовий и кормушек, посевов нектароносов для привлечения этномофагов, переселением муравейников и т.д. В 1979 году Владимиру Семёновичу Госкомлесхозом присвоено звание «Лесничий первого класса».

Можно назвать еще не один десяток осуществленных ценных замыслов, совершенных лично или организованных за 40 лет лесничим Верхне-Липовского лесничества, исписать много страниц, но о главном деле в его жизни не будет сказано, если умолчать, что Владимир Семёнович создал семью лесоводов. Он является основателем династии Обельцевых - лесоводов!

А началось это так. Владимир Семёнович, тогда молодой человек, руководил работами по посадке лесополосы Камышин-Сталинград. Большинство рабочих составляли школьники – старшеклассники, комсомольцы, молодежь с предприятий г.Камышина. Вот там убежденный тогда холостяк (состоял даже в неформальном шуточном клубе холостяков из 5-6 сверстников) и обратил внимание на девчушку Машу. Внимание это оказалось таким серьезным, что в 1957 году его исключили из клуба холостяков, так как он женился на этой Машеньке. Молодая супруга хотела всегда быть рядом с мужем, а потому пошла работать в лесхоз, где и трудилась в бухгалтерии до самого ухода на пенсию в 1993 году. Мария Ивановна, как потом позже величали ее, оказалась безупречным бухгалтером, рачительной хозяйкой, заботливой матерью, а во время отдыха – душой компании, затейником и организатором прогулок и пикников. Но это потом, а тогда, после женитьбы, как говорится, стали жить-поживать да добра наживать. Жили, конечно, не в роскоши, у лесоводов никогда зарплата не была высокой, но благодаря огородничеству, другим делам в личном хозяйстве, в доме был достаток. В июле 1958 года семья пополнилась сыном Сергеем.

Сын рос в семье, где заботы связаны с природой, где говорили о лесе, о людях, работающих в лесу. Жили они рядом с лесхозной усадьбой, на территории которой проходили игры Сергея со сверстниками. Там еще в дошкольном и школьном возрасте он самостоятельно изучил материальную часть машин, механизмов и агрегатов, необходимых для посадки, ухода, охраны лесокультур, переработки лесоматериалов. Можно сказать, что ему с пеленок была знакома лесоводческая лексика. Естественно, что по окончании школы у него не было никаких сомнений: «Кем быть?» Ясно, лесоводом! В 1975 году он поступил в Саратовский сельскохозяйственный институт на факультет лесного хозяйства. С учебой проблем не было, а вот материально-финансовая сторона жизни не очень устраивала, и он, не желая обременять родителей, будучи студентом четвертого курса, перешел на заочное отделение и устроился работать на электроаппаратный (номерной) завод.

Связь с однокурсниками не терял ни на один день. Молодой энергии хватало для работы, учебы и активного отдыха. Сергей участвовал в студенческом вокально-инструментальном ансамбле «Солнечный ритм». Институт Сергей закончил в 1980 году, но до получения диплома, а конкретнее 4 июля 1979 года, был принят на работу в Камышинский лесхоз на должность техника-лесовода. С тех пор другой организации в его трудовой книжке не значится. Здесь в 1982 году он стал инженером лесных культур, а с 1985 года – главным лесничим. Работал на этих постах инициативно, с огоньком и задором. В 1982 г. осваивал террасы. За опытом по этим вопросам ездил в Саратовскую область (лесхоз «Золотовский») вместе с директором лесхоза и лесничим Верхне-Липовского лесничества Обельцевым-старшим. С тех пор многие в лесхозе так их и разграничивали: Обельцев-старший и Обельцев-младший.

Молодой хваткий специалист был замечен руководством областного управления лесами. Несмотря на молодость, он был ряд лет членом областной коллегии управления лесами. Неоднократно Сергей Владимирович в те годы бывал в министерстве лесного хозяйства России, участствовал в решении наболевших вопросов на столь высоком уровне. Министерство лесного хозяйства России поставила Обельцева-младшего в резерв на должность главного лесничего области. И в 1999 году, когда ему предложили перевод в Волгоградское управление и уже начали строить дом для его семьи, он после непродолжительных раздумий не польстился на высокий чин и остался в Камышине.

Энергия в нем порой била через край, максимализм, присущий молодости, жаждал дел более объемных, притом на родной земле, а окружающая действительность приземляла. На этой почве иногда случались конфликты с руководством, но при всем этом работой его оставались довольны. И когда в 2001 году директор уходил на пенсию, то о приемнике, кроме Обельцева-младшего, не было и речи. Как говорится: «Где родился, там и пригодился». Уже 12 лет (на сегодняшний день) возглавляет Камышинское лесничество и, несмотря на труднейшее положение, сложившееся в отрасли, под руководством выходца из династии Обельцевых - Обельцева-младшего, он не растерял своей доброй славы».

Благодаря таланту руководителя Сергею Владимировичу удалось привлечь в свой коллектив высококлассных специалистов лесного хозяйства, создать для них такие условия работы, при которых ни трудности в лесной отрасли, ни низкий уровень заработной платы не смогли повлиять на принятие решения о смене места работы. На протяжении уже более 30 лет Сергей Владимирович рука об руку трудится со своим главным помощником – заместителем директора Дружининым Сергеем Николаевичем.

Надо отметить, что родители Дружинина С.Н. тоже работники лесхоза. Отец работал шофером, правда, непродолжительно, а мать – бухгалтером Верхне-Липовского лесничества до ухода на пенсию. Сергей Дружинин окончил тот же Саратовский ВУЗ, что и Обельцев-младший, но на год позже - в 1981 году, получил такую же специальность – инженер лесного хозяйства. По окончании учебы был принят в Камышинский лесхоз лесником Верхне-Липовского лесничества. Проработав в этой должности непродолжительное время, был призван в Советскую Армию. Демобилизовавшись в 1983 году, возвратился в прежний трудовой коллектив, но уже на должность техника-лесовода. В 1988 году Дружинин С.Н. стал инженером-лесопатологом, а в 1992г. – инженером лесного хозяйства. В 2001 году назначен главным лесничим.

О том, что Сергей Николаевич справлялся с возложенными на него задачами, говорит факт постоянного служебного роста. Кроме того, он – человек слова и потому немногословен, хотя достаточно коммуникабелен. В дружбе, как и в работе, очень надежен. На работе он строг, но не только к другим, а в первую очередь к самому себе.

Трудовой коллектив, созданный Обельцевым Сергеем Владимировичем, гордится опытнейшими лесничими участковых лесничеств проработавшими не одно десятилетие в лесном хозяйстве.  Приближается к 30-летнему рубежу трудовой деятельности лесничий Таловского участкового лесничества Лесниченко А.А., а 15 сентября 2012г. свой 25-летний юбилей трудовой деятельности в Камышинском лесничестве отметил лесничий В-Липовского участкового лесничества Козловцев И.А. Свой опыт они с удовольствием передают более молодым специалистам.

Результаты труда лесовода смогут ощутить лишь потомки, спустя не один десяток лет, поскольку для того, чтобы достигнуть своей биологической зрелости сосне потребуется около восьмидесяти лет, а дубу еще больше лет. Лесовод он как - бы отдает свой труд тем, кто никогда его не увидит и не сможет возблагодарить. Вот разве что добрым словом и светлой памятью.

Светлана Владимировна Легеченко