История лесного хозяйства России
Синетова Елена Ивановна

Красота Ерахтурского леса имеет волшебную силу. Это ощутила на себе начальник Ерахтурского лесничества Елена Синетова.

Елена рассказывает, что на родине, в городе Кленцы Брянской области, она не раз выезжала с дядей, работавшим лесником, за грибами или ягодами, но даже предположить не могла, что когда-нибудь продолжит его дело, только в другом регионе.

В 1991 году после выпускных экзаменов в технологическом техникуме легкой промышленности, в котором Елена получила диплом техника-технолога ткацкого производства, она вместе с родителями поехала навестить родственников в селе Ерахтур Рязанской области. Тетя и ее муж работали в местном лесхозе. Уже первая прогулка по лесу, на которую они пригласили гостей, произвела на девушку неизгладимое впечатление.

Вспоминает, что голова закружилась от красоты соснового леса. Запах хвои, лесных трав, птичьи голоса будто заколдовали и прочной нитью крепко-накрепко привязали Елену к этим местам.

­Она, не раздумывая, решила остаться в Ерахтуре и работать в лесу. Родственники не возражали, наоборот, помогали, направляли, советовали, и если требовалось, терпеливо объясняли все премудрости работы в лесу. Через три года Лена поступила в Московский государственный университет леса. Учиться было несложно, так как к этому времени уже работала мастером леса. С 2003 года получила должность инженера по лесовосстановлению. Она уже и не помнит, когда пробудился интерес к работе с детьми и подростками в Ерахтурском школьном лесничестве «Берендеи». Но люди говорят: до начала ее деятельности работа там была несколько вялотекущей.

 Елена Ивановна проявила активность, начала интересоваться условиями конкурсов всероссийского уровня, смогла убедить педагогов, что участие в них пойдет на пользу и ребятам, и педагогам. Общими усилиями удалось заинтересовать «лесной темой» многих мальчишек и девчонок, которые с удовольствием стали ходить на практику в лесничество. В 2006 «Берендеи» вошли в число победителей конкурса школьных лесничеств, заняв 3-е место. Успех, как известно, только укрепляет интерес к делу, а потому сотрудничество со школьным лесничеством Елена Ивановна не оставила и в 2012 году, когда ее назначили начальником ГКУ РО «Ерахтурское лесничество».

Как найти объяснение любви к такому непростому делу, тем более, что, помимо высокой ответственности на работе, у Елены Ивановны есть семья. Да и для самих детей работа в школьном лесничестве – дополнительная нагрузка. Но работа эта продолжается, появляются новые планы. В них отводится место не только повышению экологических знаний, но и специальным навыкам проведения исследований природы.

Спрашиваю ее: может, нет смысла так нагружать ребят, если не все будут работать мастерами леса или инженерами по лесовосстановлению? Елена Ивановна думает иначе.

– Ребятам такая нагрузка – не в тягость. К тому же школьное лесничество – общественное объединение, которое создано на добровольных началах при участии педагогов и специалистов лесного хозяйства. К слову, школьное лесничество «Берендеи» образовано в 1978 году. У многих ребятишек занятия наших специалистов посещали еще их мамы и папы.

Занятия ребят в школьном лесничестве родители только приветствуют. Мы ведь учим ребят не только деревья сажать и за сеянцами ухаживать, но и ориентироваться в лесу, и каким-то первоначальным навыкам, которые могут пригодиться любому человеку, выезжающему на природу, прививаем интерес к исследовательской деятельности. Результаты такой работы порой просто удивляют. Например, дается задание исследовать воду и растительность вблизи лесного родника, который на всю округу известен своей живительной влагой, а ребята еще и легенду, связанную с ним, находят, интересные факты из архивов добавляют. Таких примеров много. Касаются ли они животного мира или цветов, растущих в наших лесах.

– Елена Ивановна, в июне текущего года по итогам Всероссийского заочного смотра-конкурса в номинации «Организация деятельности школьного лесничества» «Берендеи» признаны победителем. Эта высокая оценка, тем более в такой номинации. Дети рады?

– Хочу отметить работу не только школьного лесничества «Берендеи», в котором с ребятами, помимо меня, занимается учитель биологии и географии Людмила Анатольевна Миловидова, но и наших коллег из школы села Занино-Починки. Их школьное лесничество «Лесовичок» также было отмечено на конкурсе. Мы тесно сотрудничаем и проводим совместно экологические мероприятия. Что касается победы, то, конечно, такая высокая оценка не может не радовать. Жаль только, рассчитывать на поездку в Красноярск, где будут вручаться награды, не приходится – дорого. В Интернете ребята уже вычитали, как много интересного в Красноярском крае, какая там природа.

– Вы уже составили планы работы со школьным лесничеством на перспективу?

– Составили и внесли ряд дополнений. Помимо традиционной работы по лесозащитным мероприятиям, подготовке к участию в экологических конференциях, продолжим работу по заготовке сосновых шишек, озеленению села, очистке от захламленности территории дендросада, составлению Красной книги Ерахтурского леса, приведем в порядок территорию вокруг памятников природы – озер Ерхинка и Румка, берегов реки Марьинки. Надеемся также расширить сотрудничество с Рязанским государственным агротехнологическим университетом им. Костычева, где на агроэкологическом факультете есть специальность «Лесное дело». Свои предложения мы направим в университет. В этом году к нам на практику приезжали несколько студентов, и, надеюсь, мы помогли им понять и прочувствовать, из каких составляющих складывается наша профессия.

- Скажите, а в каникулы дети приходят в лесничество?

- Приходят, хотя, как я уже говорила, это для них - дело добровольное. Ребята прекрасно понимают, что для лесовода любая пора года – горячая по-своему. Весной необходимо вовремя посеять питомник, посадить лесные культуры, провести противопожарные мероприятия. Есть даже такая традиция: с 1 по 10 мая усиливать работу зеленого патруля, летом, когда установившаяся сухая погода становится поводом для особой бдительности, реагировать на каждый дымок. Не секрет, что своевременно обнаруженное возгорание спасает лесной массив, поэтому мы и сами территорию объезжаем, и с арендаторами связь держим, и школьники очень хорошо помогают, потому что знают, что нас в большом напряжении держат как грибная, так и ягодная пора, и сезон охоты.

Наши подопечные чувствуют себя сопричастными к нашей работе, понимают ее значимость и во всем помогают работникам леса.

Нередко к детям присоединяются родители, на которых можно рассчитывать. И не только в помощи смастерить скворечник, или при развешивании птичьих домиков, но в случае обнаружения возгорания в лесу. Уверена, что такая совместная деятельность идет не только на благо природе, но и способна улучшить взаимопонимание детей и взрослых в семье. Оно и понятно: лес учит только доброму и хорошему.

Лада Петрова.