История лесного хозяйства России
Хакимов Яляй Салахутдинович

Если бы среди великого множества людей, с энтузиазмом принимавших участие во всероссийской акции «Живи, лес!», отыскать самых необычных участников, то одним из них, несомненно, стал бы старейший работник лесного хозяйства, фронтовик Яляй Хакимов. Бывший лесник из села Теплая Речка, что в Ижморском районе Кемеровской области, в этом году отпраздновал 91-й день рождения.

Возраст не помеха жизнелюбивому дяде Яше, так местные жители зовут ветерана. С радостью и великим энтузиазмом он принимает участие во всех акциях на благо кузбасского леса. В юбилейный год Великой Победы почтил память своих товарищей-фронтовиков посадкой кедровой рощи. В Международный год лесов опять же участвовал в Едином дне посадки. Стал активным участником акции «Живи, лес!». Лучшим примером для молодежи стало участие этого энергичного и обаятельного человека во всех природоохранных акциях. И на следующий год, который станет юбилейным для Кемеровской области, хочет посадить дерево на особой Аллее Лесоводов. 

Сороковые, роковые…

Всю жизнь Яляй Хакимов, скромный крестьянин, трудился на родной земле: руководил колхозом, распахивал целину, выращивал неслыханные урожаи пшеницы, создавал первый кедровый лесопитомник. Но Яляй Салахутдинович был еще и отважным полковым разведчиком на советско-японской войне. С его участием в 1945 году была разгромлена миллионная Квантунская армия. За боевые заслуги фронтовик награжден не только медалями и орденами. Пожалуй, он остался единственным ветераном в Кузбассе, кто был в военное лихолетье отмечен редким нагрудным знаком «Отличный разведчик».

В старинном селе Теплая Речка Яляй Хакимов родился, вырос и всю жизнь прожил. Только в 1940 году на шесть лет ему пришлось покинуть родную землю, когда в армию призвали и увезли в армейском эшелоне на Дальний Восток. Смышленого крепкого юношу приметили отцы-командиры и определили в полковые разведчики. Тренировали разведчиков не на шутку. Как сейчас вспоминает фронтовик, именно крестьянская закалка помогла ему выдержать все испытания. В том числе и под водой, когда их, разведчиков-водолазов, в тяжелых костюмах опускали на несколько часов на глубину 12 метров в ледяную воду для оттачивания диверсионных приемов.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, с Дальнего Востока бойцов спешно перебрасывали на Западный фронт. Рвался в бой и Яляй Хакимов. Однако командование оставило его в полку как опытнейшего разведчика и наставника для молодых бойцов.

В бой пошел коммунистом

Как вспоминает Яляй Хакимов, они уже точно знали, что война с Японией обязательно будет. Вступали в партию, чтобы в бой пойти коммунистами. Им говорили, что японские солдаты хитрее и коварнее немецких: беспрекословно выполняют приказы командиров, бьются до последнего, в плен не сдаются, а делают себе харакири. Командир разведчиков, конечно, скромничает, вспоминая сегодня о боевых буднях. Вспоминает, что их группа оказалась первой в августе 1945-го на территории Японии. В сражения они старались не ввязываться, а передавали в штаб полка разведданные.

Кузбасский разведчик говорит, что у него в отделении погибло два солдата. А вот самому повезло, обошлось без ранений. За боевую операцию сержанта Хакимова наградили медалью «За боевые заслуги» и единственного из полка – нагрудным знаком «Отличный разведчик», а в 1946 году победитель вернулся на родину, в любимую Теплую Речку.

Могли наградить или… посадить

В мирной жизни фронтовому разведчику тоже пришлось «повоевать». Ветеран вспоминает, что в колхозе, где его выбрали председателем, голодные и нищие крестьяне трудились не покладая рук. Но сами даже хлеба не могли вволю покушать. Все зерно ведь у них выгребали, чтобы только план государственный выполнить. Да и врагов, завистников в селе хватало. Однажды к Яляю на поле приехали из района прокурор и партийный секретарь. Сказали, что пришел им донос, будто бы он, как враг народа, занижает урожайность пшеницы. Начали тут же считать, проверять. Урожайность вышла почти 42 центнера с гектара. Даже сейчас, когда поля обрабатывает современная техника, про такие намолоты наши сельчане не мечтают. Проверяющие уехали. А вскоре Хакимова отправили в Москву на ВДНХ, чтобы он там своим опытом поделился со всем Советским Союзом.

Много лет Яляй Хакимов работал в Теплой Речке лесником от Ижморского лесхоза, организовал первый лесопитомник в районе, где выращивал саженцы кедра. Сегодня кедровые леса, посаженные ветераном, радуют не только местных жителей. Его кедры растут даже в Москве.

Ветеран, перешагнув 90-летний юбилей, на жизнь не жалуется. Говорит, что бывшие коллеги из лесхоза его не забывают: обеспечивают дровами, пиломатериалом, помогают с ремонтом. Накануне Дня Победы и своего дня рождения дядя Яша попросил начальника территориального отела по Ижморскому лесничеству Михаила Бегеева вместо подарков устроить ему экскурсию по кедрачам, которые он своими руками в районе посадил. Яляй Хакимов говорит, что кедровые леса ему теперь часто по ночам снятся, словно в гости зовут.

Татьяна Ярцева